Психокоррекционные занятия должны проводиться с участием родителей, так как ряд важных коррекционных мероприятий дети должны повторять дома.
В отечественной психологии разработано направление коррекции эмоциональных расстройств у детей с аутизмом на основе уже упоминавшегося выше уровневого подхода.
Целями психологической коррекции в работе с детьми с тяжелой степенью психической дезадаптации являются:
1. Преодоление негативизма.
2. Установление контакта с аутичным ребенком.
3. Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта.
4. Устранение тревоги, беспокойства, страхов.
5. Уменьшение отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.
При этом одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения с одновременным увеличением произвольной активности ребенка.
Важной задачей психокоррекционной работы является также развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему окружению, прежде всего к близким для него людям.
Вся коррекционная работа проводится поэтапно. На основе опыта многолетней работы нами были выделены следующие актуальные направления групповых занятий с детьми с аутизмом с тяжелой степенью аффективной дезадаптации:
1. Установление эмоционального контакта с психологом и членами группы.
2. Формирование произвольной активности и произвольного поведения в процессе группового взаимодействия.
3. Коррекция аффективных форм поведения в процессе специально организованных групповых игр.
Обязательно соблюдение следующих методических требований к занятиям:
1. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме.
2. Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности, в одних и тех же высказываниях.
3. Речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность. Не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. Зачастую целесообразно перейти на шепотную речь.
4. Занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте.
5. После выполнения задания психолог должен обязательно обращать внимание ребенка и окружающих на его успехи. Даже минимальная активность ребенка с аутизмом требует обязательного поощрения.
Нами выделены четыре основных этапа групповых психокоррекционных занятий с детьми с тяжелой формой аффективной дезадаптации: установочный, подготовительный, реконструктивный и закрепляющий.