Норма управляемости - количество управленческих функций и полномочий, которые может выполнять руководитель, или число работников, которое может быть подчинено одному руководителю.
Технически, руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять решение о том, чтобы каждый сотрудник отчитывался непосредственно перед ним. Несомненно, поскольку высшее руководство, в конечном итоге, отвечает за успешное выполнение всех задач независимо от того, сколько имеется нижестоящих руководителей, у него существует сильный стимул сохранить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной.
Тяжелым путем пришло неисчислимое количество руководителей к пониманию того, что слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем.
В качестве специфического случая применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости.
При расчете нормы управляемости необходимо учитывать следующие факторы:
1) цель и сферу деятельности организации (если это промышленное производство, то границы норм управляемости могут быть значительно завышены);
2) тип организационной структуры организации (для многомерных организаций сложно определить нормы управляемости).
В качестве общих рекомендаций по установлению норм управляемости можно принять следующие:
1) норма управляющего персонала составляет 5-7 человек Для руководящих должностей в подразделениях со значительным удельным весом работ творческого нестандартного характера, высокой квалификации или частыми отклонениями от заранее намеченной технологии процесса;
2) норма управляющего персонала составляет 10-12 человек для руководящих должностей в подразделениях с достаточно устоявшимся характером работ, в значительной мере определяемым стандартом организационно-управленческими процедурами;
3) в любом случае норма управляющего персонала не должна превышать 15-17 человек, иначе коллектив становится неуправляемым.
На нормы управляемости влияет также целый ряд других факторов. Прежде всего, факторы, связанные с выполняемой работой:
* схожесть работ;
* территориальная удаленность работ;
* сложность работ.
Другая группа факторов связана с теми, кто руководит и кем руководят:
* уровень профессионализма менеджера;
* индивидуальные способности и психологические параметры менеджера;
* уровень профессиональной подготовки и опыт исполнителей;
* этап формирования коллектива, уровень его зрелости. Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к организации управления:
* степень ясности в делегировании прав и ответственности;
* степень четкости в постановке целей;
* степень стабильности (частота изменений) в организации;
* степень объективности в измерении результатов работы;
* техника коммуникации;
* уровень неопределенности внешней среды организации;
* оптимальность системы материального и морального стимулирования работников;
* информационная обеспеченность процесса управления;
* выполнение некоторыми менеджерами одновременно функций по управлению соответствующими подразделениями организаций или даже организациями и функций специалистов (инженеров, конструкторов, технологов и др.). Например, директор аудиторской фирмы кроме функций по управлению организацией может выполнять отдельные функции бухгалтера, аудитора, курьера и т.д. Нормы управляемости и другие компоненты (характеристики) организационных структур, степень выраженности в их сочетании в значительной мере определяют адаптивность организаций к внешней среде, тяготение структуры к механистическому или органическому типу организации.
Наиболее сложной из всех проблем представляется составление достаточно точных и измеряемых систем параметров личностных и квалификационных характеристик как работающего персонала, так и требуемого, поскольку неконкретные или неизмеряемые (хотя бы косвенно) параметры могут привести к значительным погрешностям в кадровой работе.
Расчет нормы управляемости можно определить в разрезе технологических цепочек, отдельных производств, структурных единиц, подразделений, функций управления с последующим сведением в единый сводный блок потребностей в персонале по категориям работников на рассматриваемую перспективу.