Творческая лаборатория дирижера оркестра. Работа над динамикой

Динамика (от греческого dinamikos - имеющий силу) является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое пользование динамикой помогает исполнителям раскрыть общий характер музыки, передать её эмоциональное содержание, показать общие конструктивные особенности формы. Особенно важна динамика в сфере фразировки - по-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкальных построений, а динамические волны внутри фраз придают музыке экспрессию, архитектоническую стройность и соразмерность. В сфере звукоизвлечения все тончайшие колористические светотени основаны так же на микроизменениях силы звука.

Проблему динамики в работе с оркестром следует рассматривать в двух аспектах: горизонтальном - как чередование сменяющих друг друга динамических уровней, и вертикальном - как сочетание различных по силе фактурных линий и пластов.

Динамика по горизонтали при всём своём разнообразии может быть представлена несколькими основными типами, например: стабильная; ступенчатая (рр — р — mр - mf-f); г ибко изменяющаяся (р, mр, mf, mр, р); контрастная (рр - ff; ff - pp). К этой разновидности динамики относятся акценты. Динамический план модулируется с помощью этих основных типов. Руководитель оркестра должен следить за динамическим балансом голосов по вертикали. Различные элементы фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Подобно тому, как в живописи имеются разные степени интенсивности окраски, в музыке существует разнообразие интенсивности звука. Некоторые тона звучат мягко, служа как бы фоном. Другие, более ярко, являясь средним планом. Третьи выделяются на самом первом плане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: