Антропологические теории культуры

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Основные черты эволюционизма:

1. Идея единства человеческого рода и единообразия развития культур;

2. Прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному;

3. Р1дея общественного прогресса;

4. Идея исторического оптимизма;

5. Просзетительско-рационалистический идеал будущего развития культур;

6. Психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических сзойстз индивида.

Представители этого направления: Э.Тайлор, Г.Спенсер, Дж.Фрезер, (Англия); А.Бастиан, Т.Вайц (Германия), Ш.Летурно (Франция); Морган (США).

Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора. Э.Тайлор (1832 - 1917) наиболее полно свои взгляды на культурогенез изложил в книге «Первобытная:<ультура»(1871г.)

Тайлор не отрицал возможность регрессивных изменений в культурах з результате исторических или природных катаклизмов, но магистральным направлением з истории челозечестза является эволюционное прогрессивное развитие культур. Тайлор был убежден, что асе культуры должны пройти примерно те же стадии з общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские) страны.

Идеалом для него были точные, естественные науки. Изучение култ.тур осуществляет на основе естественно-научных методов. Единицы изучения для него - отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории матер. Культуры (орудия труда, лук. ткани и т.д.), или явления духовной культуры- (мифы, ритуалы и т.д.)

Все язления культуры Тайлор уподоблял видам растений и животных. К числу- зажнейших закономерностей развития культур он относил «общее сходство природы человека» и «общее сходстзо обстоятельств его жизни». Все народы и культуры соединены между собой з непрерывный и прогрессивно раззиваюшийся эволюционный ряд. Подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному.

Тайлор применил «метод пережитков». Под пережитками он понимал «те обряды, воззрения, обычаи я проч., которые, будучи з силу привычки перенесены из одной стадии культуры з другую, более позднюю, остаются жизыми свидетелями или памятниками прошлого» и на основе которых можно реконструировать древние культуры.

.Акцент з изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовкой стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов. Он явился автором анимистической теории религии, вызвавшей бурные споры.

В оснозе религиозных обрядов и зерований дикарей, по Тайлору, лежит «вера в духовные с%тцсстза», обозначенная им термином анимизм. Причины анимизма - в необходимости ответить на лзе группы вопросов:

6. что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрстзования, сна. экстаза, болезни, смерти:

6. что таксе челозеческие образы, появляющиеся в снах и видениях.

В результате размышления над этими проблемами поязляется понятие о личной душе или духе. Из первичной идеи души развились более сложные религиозные представления - о духах природы, растений, о загробном мире, о великих богах природы, о верховном Боге. Анимизм, таким образом, представляет собой основу, первоисточник архаических и современных религий.

Недостатки теории Тайлора: эволюция явлений или элементов культуры изучалась зне зависимости и связи их друг с другом. Культура, по Тайлору, есть лишь совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, ритуалов, зерозаний и т.д. Она не представляет целостного явления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: