Виды и критерии здоровья

Выделяют 3 составляющих здоровья: физическую, психическую духовную.

Содержание физической составляющей часто связывают с возрастом. Физическое здоровье можно описать в показатель биологического возраста. Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма. Критерии биологического возраста: морфологические(зрелость скелета,тела, зубов развитие половых признаков)

Функциональные показатели отражаю зрелость ЦНС и опорно-двиг. аппарата

Биохимические показатели- ферментативные, гормональные, цитохимические показатели

Психическое здоровье-совокупность установок, качеств и фундаментальных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к окр. среде.

Социализацию и на основе этого психическое здоровье можно оценить по след. критериям:

-человек реагирует на другого как на равного себе

-человек выделяет нормы общения с людьми и следует им

- человек осознает и принимает свою относительную зависимость от других людей.

Индивидуализация- способность создавать и осознавать собственную индивидуальность. Эта способность признак психического здоровья.

Духовно здоровый человек воспринимает жизнь и свою и другого человека, и стремиться к созданию новых ценностей.

В связи с этим внутреннюю картину здоровья человека можно определить как целостное представление человека о его жизни.

Влияние хронических соматических заболеваний на психику.

Представление о тесной взаимосвязи психического и соматического является одним из основополагающих в современной медицине и медицинской психологии.

Психосамотические расстройства- это нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольший степени связано с нервно-психическими факторами.

К психосамотическим заболеваниям можно отнести бронхиальную астму, стенакордию, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит.

Психосамотические теории по разному объясняют возникновение психосамотических расстройств Характерологические типологии признают склонность определенных типов личности к определенным заболеваниям. Психоанализ полагает, чтосоматические комплексы возникают на почве душевного конфликта. Интегративные модели стремятся обратить внимание на многочисленные факторы, которые ответственны за предраположенность, выявление, поддержание и различное протекание страданий и болезни и их последствия для больного, его семьи, общества.

Среди факторов риска развития психосамотических расстройств можно выделить алекситимию.

Для лечения психоматозов применяются психотерапевтические методики.

Влияния самотической сферы на психику человека бывает саногенное и патогенное, а патогенное влияние бывает самотогенное и психогенное.

Возможны разные реакции на болезнь: нормальная, пренебрежительная, отрицающая, ипохондрическая, нозофобная, утилитарная, нозофильная.

Хроническое саматическое состояние может рассматриваться как кризисный период в жизни человека. Новая социальная ситуация развития может стать источником формирования у человека как позитивных для развития его лчности новообразований(например адаптационное поведение), так и негативных с тенденцией к обеднению всего психологического облика.

Групповые процессы (на примере студенческой группы и группы медицинских сестер отделения)

Существуют следующие групповые процессы: процесс группового давления, процесс развития группы, процесс сплочения группы, процесс принятия группового решения. Процесс группового давления. Участники группы в той или иной степени должны разделить существующие групповые нормы. Это проблема особенно актуальна для нового члена группы, который встают перед выбором принятия или не принятия этих норм. Возможны различные варианты поведения: сознательное, свободное принятие норм; вынужденное принятие норм под угрозой санкций; демонстрация антагонизма к группе (я не такой как все) осознанное,свободное не приятие норм с учетом всех возможных последствий Феноменов вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил названия конформизма. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки – в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них был по длине равен отрезку на левой карточки. Испытуемым предлагалось определить какой из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточки. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методов»подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного(наивного субъекта)Суть сговора состояло в том чтобы члены подставной группы давали заведомо неправильный ответ.Последним отвечал наивный субъект, и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении или поддастся давлению группы. В это эксперименте более одной трети (наивных испытуемых) дали ошибочные ответы. Психологи считают что конформизм и уступчивость тесно связаны с самооценкой. Уровень карформизма также зависит от возраста и пола.

Любя группа в процессе развития проходит несколько стадий. Первая стадия – процесс знакомства. Формируется представления студентов друг о друге. Основной авторитет- преподаватель. Вторая стадия – период формирования групповых норм. Люди приноравливаются друг к другу. Третия стадия - стадия конфликта. Четвертая стадия – завершает переход от конфликтности к сбалансированности. НА пятой стадии группа полностью сложилась, появилось ярко выраженное чувство мы, обще групповые цели. Шестая стадия доменирующию роль играет эмоциональная сфера, группа напоминает счастливую семью. Седьмая стадия – высшая стадия групповой зрелости, группа сплоченна и одинаково активна в учебной деятельности и эмоциональной сфере. Не каждая группа проходит все стадии и достигает такого уровня развития. Сплоченность группы зависит от эмоциональной привлекательности членов группы, их сходства, мотивов взаимодействия, групповых целей, удовлетворенности членов группы своей деятельностью и статусом в группе, стиля руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: