Коммуникативная сторона общения

Коммуникативный процесс (обмен в процессе общения интересами, настроением, чувствами и т.д.) состоит из:

- обратная связь

- коммуникативный барьер

- коммуникативное влияние

- различные уровни передачи информации (вербальный, невербальный).

Коммуникатор (отправитель) – тот, кто передает информацию.

Реципиент (получатель) – тот, кто её получает.

Механизм обратной связи. Задача информационного обмена является выработка общей точки зрения по поводу какой – либо ситуации, которая осуществляется с помощью механизма обратной связи. Обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помочь партнеру по общению в понимании того, как воспринимают его поступки другие. Обратная связь осуществляется прямым путем (поступающая информация от реципиента в открытой форме и содержит реакцию на поведение коммуникатора «Я не приветствую ваш поступок») и косвенным путем (завуалированная форма передачи информации, когда коммуникатор должен сам догадываться что именно хотел сказать его партнер по общению и каковы на самом деле его реакция и отношение).

Коммуникативный барьер. Это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Фонетический барьер – когда участники говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи, дикции, изъясняются быстро и невыразительно и т.д. Семантический (смысловой) барьер – связан с употреблением диалектных слов, арго, жаргона или сленга. Стилистический барьер – при несоответствии речи ситуации общения (при фамильярном обращении), когда не учитывается психологические особенности людей и т.д. Барьер логического непонимания – когда ход рассуждений коммуникатора непонятен для реципиента либо кажется ему неверным. Социокультурный барьер – при социальных, политических, религиозных, профессиональных различиях. Барьеры отношений.

Феномен коммуникативного влияния. Коммуникативное воздействие – авторитарный (установка «сверху вниз») и диалогическое (пристройка «рядом»). При равноправной установки слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса.

Уровни обмена информации. Передача информации с помощью вербальных средств (с помощью речи 7% информации) и невербальных средств (визуальный контакт, жесты, мимика, позы и т.д.). Кинесика – изучает передачу информации с помощью жестов, мимики, походки, позы. Проксемика – изучает передачу информации с помощью расстояния, взаимного положения, времени и места общения. Такесика – изучает передачу информации с помощью физических контактов. Паралингвистика – такие компоненты речи, как тональность, тембр, громкость, быстроту речи, смех, паузы и т.д.

Личность и группа. Медицинская сестра и пациенты.

В социальной психологии личность- это взаимодействующий и общающийся субъект. Это качество личности проявляется, когда она существует в реальном социальном окружении, конкретной группе. поэтому проблемы личности в группе могут сформулированы следующим образом: какова зависимость формирования социально психологических качеств личности от свойств группы, в которой происходит процесс социализации? Какова зависимость психологических характеристик тех личностей, с которых начинается процесс формирования групп? Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: качества, проявляющиеся совместной деятельности и качества, необходимые в процессе общения. Качества, проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Эффективность зависит от таких качеств личности, как умение взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, участвовать в принятии коллективных решений, разрешать конфликты, соотносить с другими свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д. Механизм перцетивной защиты- это один из видов психологической защиты. В социальной психологии перцетивная защита может быть рассмотрена как попытка игнорировать какие-то черты другого человека и тем самым выстроить преграду его воздействию. Такая преграда может быть выстроена и в отношении всей группы. Механизм перцетивной защиты может быть так называемая вера в справедливый мир. При встрече с не справедливой информацией человек от нее отгораживается. Не исследованным остается вопрос о том, становится ли механизм перцетивной защиты свойством личности в процессе общения. Особую роль представления о личности приобретают при общении в группе. Здесь сталкиваются порой противоречащие друг другу взгляды. Восприятия основанное на ложном ожидании, может приводить к возникновению чувства дискомфорта дальнейшему отказу от общения. В конечном итоге может сформироваться устойчивое коммуникативное качество личности -закрытость в общении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: