В чашку Петри с прозрачной питательной средой помещают полоску стерильной фильтровальной бумаги, пропитанную антитоксической противодифтерийной сывороткой. Исследуемые культуры засевают в виде бляшек по обе стороны от полоски фильтровальной бумаги. В качестве контроля используют заведомо токсигенную культуру C. diphtheriae.
Чашки инкубируют при 37°С в течение 24-48 ч. При диффузии в агаре в зоне эквивалентных концентраций антигена и антител образуются иммунные комплексы, хорошо видимые в проходящем свете в виде мутных полос – «усов» или дуг преципитации. Достоверность результатовподтверждается наличием дуг преципитации с заведомо токсигенной культурой.
Положительная реакция преципитации свидетельствует о токсигенности исследуемой культуры, отрицательная – об ее нетоксигенности.
З а д а н и е №6
Учесть результаты индикации и идентификации ботулинического токсина в пищевом продукте в реакции нейтрализации токсина антитоксином на мышах. Результаты представлены в таблице. Оформить протокол. Ответить на вопросы:
|
|
1. Какой метод диагностики применен?
2. Какая поставлена реакция?
3. Определить наличие и тип ботулинического токсина.
Ингредиенты/ мыши | |||||||
1. Экстракт пищевого продукта | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
2. Смесь антитоксических противоботулинических сывороток | – | 0,5 | – | – | – | – | – |
3. Сыворотка типа А | – | – | 0,5 | – | – | – | – |
4. Сыворотка типа В | – | – | – | 0,5 | – | – | – |
5. Сыворотка типа С | – | – | – | – | 0,5 | – | – |
6. Сыворотка типа Е | – | – | – | – | – | 0,5 | – |
7. Сыворотка типа Д | – | – | – | – | – | – | 0,5 |
Результаты эксперимента на мышах | погиб. | жива | погиб. | жива | погиб. | погиб. | погиб. |
З а д а н и е №7
Классифицировать набор предложенных иммунобиологических диагностических препаратов. Результаты представить в виде схемы.
Название (Н):
Классификационное положение (КП):
Действующее начало (ДН):
Получение (П):
Применение (Пр):
Способ применения (СП):
Занятие №10
Антитела. Реакции иммунитета
Реакции сложной агглютинации, связывания комплемента,
С применением меченых антител (РИФ, ИФА)
Вопросы для подготовки
1. Антитела. Классы иммуноглобулинов, строение и функции.
2. Методы количественного определения (радиальная иммунодиффузия по Манчини).
3. Динамика синтеза антител, механизм переключения синтеза антител одного класса на другой. Первичный и вторичный иммунный ответ.
4. Моноклональные антитела: определение, достоинства и получение.
5. Реакция Кумбса, ингредиенты, механизм, применение.
6. Реакция непрямой и обратной гемагглютинации (РНГА и РОНГА), ингредиенты, механизм, применение.
|
|
7. Реакция Ко-агглютинации и латекс-агглютинации, ингредиенты, механизм, применение.
8. Лизины, бактериолизины. Реакция связывания комплемента, ингредиенты, механизм, применение.
9. Реакция иммунофлюоресценции, ингредиенты, механизм, применение.
10. Иммуноферментный анализ, ингредиенты, механизм, применение.
11. Флюоресцирующие иммунные сыворотки, получение, применение.
12. Схематично зарисовать структуру IgG. Указать: Fab-, Fc-фрагменты; H-, L-цепи; домены; рецептор для комплемента; активный центр.
Практическая работа
З а д а н и е №1
Учесть результаты реакции непрямой гемагглютинации, поставленной с целью определения титра антител в парных сыворотках больного с клиническим диагнозом «грипп?». Сделать заключение. Зарисовать механизм реакции. Ответить на вопросы:
1. Какой метод диагностики использован?
2. Что такое титр антител? Каковы титры антител на 3-й и 10-й лень болезни?
3. Зачем исследуют парные сыворотки больного?
Разведения сыворотки | 1:40 | 1:80 | 1:160 | 1:320 | 1:640 | Ксыв. | КAg |
Сыворотка больного, мл | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | – |
Физиологический раствор, мл | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Гриппозный диагностикум, капли | – | ||||||
24 ч инкубации при 37°С | |||||||
3-й день (+/-) | |||||||
10-й день (+/-) |