Мировоззрение является сложной структурой, которая зависит от многих параметров: возраст, пол, образование, воспитание, профессия, состояние здоровья, историческая эпоха и т.д. Мировоззрение складывается у человека на протяжении всей жизни. Оно может кардинально меняться под влиянием чрезвычайных обстоятельств.
Мировоззрение — система определенных взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, место в нём человека, вместе с тем это жизненные позиции, программа поведения и действий людей.
В структуре мировоззрения в сложном взаимодействии переплетаются три подструктуры: познавательная, ценностная, поведенческая.
1. Познавательная подструктура.
Основа – з нания – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания. Знания имеют двоякую природу, с одной стороны - это суждения, предположения, различные теории, а с другой — это практическое владение знаниями, умение действовать на их основе.
Жесткой грани между видами знаний НЕТ, т.е. при определенных обстоятельствах один вид знаний может превращаться в другой. Чем солиднее запас знаний, тем более серьёзную опору получает мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не обладает достаточными средствами для четкого последовательного обоснования своих взглядов, поэтому довольно часто обращаются к вымыслам, поверьям, обычаям.
|
|
Цель знаний — достижение истины. Истина —это адекватное отражение действительности в сознании человека, воспроизведение познаваемого объекта или явления таким, каким они существуют вне и независимо от нашего сознания.
Виды знаний:
1.1. повседневные или жизненно практические;
1.2. профессиональные;
1.3. научные знания.
2. Ценностная подструктура.
Сюда входят: идеалы, принципы, воплощающее особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Основу ценностной ориентации составляют убеждения —взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным интересам.
В отличие от знаний убеждения носят еще и эмоциональный характер.
Важным условием превращения знания в убеждения является возрастание степени доверия к их содержанию, смыслу. Сомнение — обязательный момент формирования самостоятельной осмысленной позиции. У сомнения есть две крайности: догматизм и скептицизм. Догматизм — фанатичное безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с нею без всякой внутренней критичности, собственного анализа.
3. Поведенческая подструктура.
Поведение — определенная система действий, направленная на достижение каких-либо цепей. В поведение входят одежда, манера общения, речь, мимика, взгляд, жесты, пантомимика (осанка, поза, походка), прикосновения (тактильный вид невербального общения), поступки человека.
|
|
В мировоззрение человека по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт.
Эмоционально-психическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств — мироощущение.
Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов с использованием наглядных представлений.
Познавательно - интеллектуальная сторона мировоззрения – миропонимание, которое включает в себя истинные знания и заблуждения, истинную и ошибочную практику.