В целом похоже на Пушкина, но есть отличия. Другая трактовка.
1. "Поэт" ("Когда Рафаэль вдохновенный"): похоже на пушкинское "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон". В минуты вдохновения он творит такое, что сам падает ниц в восхищении, а в остальное время он обычный человек.
2. "Я жить хочу, хочу печали..." "любви и счастию назло". Основные идеи: "что без страданий жизнь поэта?" и "ценою муки, ценой томительных забот он покупает неба звуки".
3. "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал...") - о превращении поэзии из могучей силы в гламурное развлечение. Чем-то напоминает судьбу российской журналистики.
4. "Пророк" - продолжение одноимённого пушкинского сюжета. Пушкин пишет тяжело и пафосно, с использованием устаревшей лексики и библейских образов. Стихотворение Лермонтова гораздо веселее по ритму и чем-то напоминает сатирическую басню. Прозаический конец пушкинского сюжета, если можно так выразиться. Пошёл глаголом жечь, за что был осмеян и закидан камнями. Ибо не хочет публика, чтобы ей преподавали "любви и правды чистые ученья". И отправился наш хиппи на природу, там он говорит птичкам "peace, братья", а они его слушают, в отличие от тупого жвачного быдла в городе.
|
|
5. "Смерть поэта" - на смерть Сами-Знаете-Кого. Имя его, впрочем, ни разу не упоминается, но всем всё ясно. Вот был непризнанный гений, вот бессердечный враг его убил, а вы, тупое жвачное быдло, этому попустительствовали. Собственно, с этого стихотворения и началась публичная карьера Лермонтова.
6. "Журналист, писатель и читатель" - и по форме, и по содержанию напоминает пушкинский "Разговор книгопродавца с поэтом". Первая строчка: журналист входит в помещение и говорит поэту: "Я очень рад, что вы больны...". Не будете, дескать, ходить по тусовкам, а тусовки вредны для вдохновения. Поэт жалуется, что писать не о чем: про восток и про юг писали, про прекрасную N.N. писали, про тупое жвачное быдло писали... Читатель: да ваши книги в руки брать противно, у них бумага страшная и серая. Проза переводная, а вся русская на одну тему: "над Москвой смеются или чиновников бранят". А критику читать уныло, ибо "мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки", а по делу ноль. Вот есть у меня один знакомый, он хорошо критикует, только вот не пишет почему-то в журналы, а только на кухне выступает. Тут Писатель разражается монологом о вдохновении (которое приходит в основном по ночам) и о неблагодарных читателях, которые все тупое жвачное быдло.
7. "Нет, я не Байрон..." - тут Прохорова на лекции отмечала, что Пушкин бы скорее утверждал нечто положительное. Говорит о русской душе, отличающей его от Байрона.