ботанных нравственных качествах, как:
— обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется
вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие
или молчание могут быть бесчестными;
— постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь
как высшую степень честности и благородства и утвердить собствен-
ное достоинство как признаваемое окружающими право на самоува-
жение;
— умение держать себя одинаково с любым человеком, незави-
симо от его служебного или социального статуса;
— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том,
что ни при каких условиях человек не поступается своими принципа-
ми;
— обязательность, точность, ответственность, верность своему
слову.
Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать
людям добро (добро — главная категория этики). Конечно, всякая
профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение соци-
альной потребности и в этом смысле направлена на «производство
полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако
«доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятель-
ности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем,
что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что,
собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности
побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и
сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не
зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную
удовлетворенность.
Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по
общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные
качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заяя___Ђ0&__-
ботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо
своего морального содержания заключает также и деловую целесооб-
разность. Это хорошо иллюстрируется следующим примером. На рус-
ском флоте на ответственных совещаниях было принято предостав-
лять первое слово младшим. При этом исключалась возможность не
выслушивать их мнения в тех случаях, когда оно не совпадало с мне-
нием старших и они могли «постесняться» его высказать или же по-
ставить их в неловкое положение.