Глобальные проблемы современности. Характерная черта современной природы – обострение глобальных проблем современности

Характерная черта современной природы – обострение глобальных проблем современности. Термин «глобальные проблемы» вошел в оборот во второй половине 60-х гг. 20 в. Возникшие в 20 веке проблемы носят общепланетарный характер. В современной науке оформилось особое направление исследования – глобалистика. Глобальными являются проблемы, которые удовлетворяют условиям: затрагивают интересы всего человечества, приобретают всемирный характер, создают угрозу всему человечеству, для их решения необходимы усилия всего мирового сообщества.
Три группы глобальных проблем – устанавливают взаимоотношения в системе «общество-общество», «человек-природа», «человек-общество»: 1) общемировые – проблема предотвращения мировой войны, установления нового экономического международного порядка, выравнивающего благосостояние богатых и бедных стран, борьба за прогрессивные формы экономической интеграции в международном разделении труда. 2) экологические – загрязнение, освоение богатств и чистота мирового океана, предотвращение стихийных бедствий антропогенного или смешанного характера, рациональное использование природно-сырьевых ресурсов, демографическая проблема. 3) общечеловеческие (проблемы гуманизации отношению к личности) – ликвидация антигуманных тенденций в использовании науки и техники, искоренение заболеваний. Все эти проблемы носят общемировой, общепланетарный, общечеловеческий характер.
Пути решения: 1) научно-технический подход – обеспечение НТП и создание условий, которые способствовали бы решению проблем. 2) социально-политический – необходимо переосмыслить систему ценностных ориентаций и жизненных установок.

В 60-е гг. 20 в. Получили международную известность глобальные проблемы в виде докладов Римского клуба.

51. Человек это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

24. Понятие личности. Насилие и ненасилие, свобода и ответственность личности.
Чтобы стать свободной, воля должна быть введена в русло культуры, включена в систему знаний, смыслов, ценностей и идеалов, впрессована в правовое поле. Это же следует сказать и об ответственности. Ответственность, будучи неразрывно связана со свободой, в такой же мере связана с культурой, включая и правовую культуру. Именно культура и делает возможной постановку вопроса об ответственности. История нам это ясно демонстрирует. Работы по истории культуры подтверждают, что только "овладев культурой воли, пройдя школу собственного достоинства, школу самоуважения, научившись отвечать за свои поступки", человек становится по-настоящему свободным. В античном языческом мире были люди, которые пользовались во внеслужебное время и в своем кругу полной "свободой" беспорядочного, не связанного никакими обязательствами удовлетворения своих физических импульсов. "Но люди эти были - рабы. Свободнорожденные жили иначе". Свободный - выбирает, несвободный - подчиняется позыву. Свободный человек находится внутри "объективной смысловой связи ценностей", несвободный - за ее пределами. Именно вина, формируемая в этой "смысловой связи", а не действие (или бездействие) само пo ceбe, является "причиной, началом, источником" ответственности. И только способность взять на себя ответственность делает человека свободным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: