Цели и задачи

В соответствии с Уставом Совет Европы создан в целях достижения большего единства между его членами, во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу.

Долгое время Совет Европы рассматривался как организация, занимающаяся преимущественно гуманитарными вопросами.

Основные направления деятельности:

1) защита прав человека (в том числе отдельных категорий индивидов)

2) здравоохранение

3) народонаселение

4) миграция

5) содействие молодёжному и спортивному движению

6) содействие разрешению (урегулированию) международных конфликтов

7) содействие сотрудничеству между европейскими государствами.

Её основная заявленная цель — построение Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Органы Совета Европы

1. Комитет министров

Это сессионный орган (сессии проходят как минимум 2 раза в год).

Работает на уровне министров иностранных дел всех государств-членов Совета Европы.

Компетенция: принимает принципиальные решения (решения по принципиальным вопросам), связанные с деятельностью Совета Европы.

2. Парламентская Ассамблея (ПАСЕ)

Это совещательный сессионный орган Совета Европы.

Обсуждает любые вопросы, связанные с деятельностью Совета Европы, и даёт по ним рекомендации.

3. Конгресс местных и региональных властей

Существует недавно (с 1994 года).

Наделён консультативными функциями.

Основная компетенция: содействие политической, административной и финансовой автономии местных и региональных европейских властей.

Этот орган содействует тому, чтобы центральные органы государств-членов Совета Европы развивали демократию на местах.


35.Европейский союз.

Европейский Союз – это международная региональная организация.

Российская Федерация не является членом Европейского Союза. Однако в 1994 году на острове Корфу было заключено Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и государствами-членами европейских сообществ, с другой стороны.

В настоящее время членами Европейского Союза являются 27 государств. Предусмотрено расширение.

История создания Европейского Союза

Европейский Союз является результатом европейской интеграции.

Модель этой интеграции хотели воспроизвести и при создании СНГ.

Процесс интеграции является не окончательным, а постоянным.

Этот вопрос интересовал Европу уже в XIV веке. Толчком для образования Европейского Союза послужила ситуация, сложившаяся после окончания второй мировой войны: европейские государства были ослаблены, и для восстановления экономики потребовалось объединение.

Идеологи: Жан Моне, Роббер Шуман.

Оба они создали Декларацию о создании европейского объединения угля и стали. Именно эти отрасли были избраны потому, что они являлись ведущими в то время, а для восстановления разрушенной экономики требовалось опираться на ведущие отрасли.

В 1951 г. была созвана конфедерация, посвящённая учреждению Европейского объединения угля и стали. Созывающими странами были Германия и Франция. Участниками этой конференции стали Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Они подписали Учредительный договор по Европейскому объединению угля и стали, вступивший в силу в 1952 году. Европейское объединение угля и стали являлось первым из 3-х сообществ. Существует до сих пор.

После создания этого объединения возникла идея создания отдельного сообщества, которое занималось бы экономической интеграцией. В 1956 г. была проведена конференция, в которой участвовали 6 государств, на ней были подписаны Договор о создании европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ). Эти договоры вступили в силу в 1957 г.

Т.о., к 1957 году созданы 3 европейских сообщества, которые существуют и сегодня.

Ведущую роль играет ЕЭС.

Цель создания ЕЭС – формирование общего рынка. Этот процесс предполагался на 12 лет (выделялось 3 этапа по 4 года).

Под общим рынком понимается пространство без внутренних границ, в котором провозглашаются и осуществляются 4 свободы:

1. свобода движения товаров

Заключается в устранении между государствами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товара. С этой целью в 1968 г. был создан Таможенный союз.

Цели его создания:

1) устранение таможенных споров между государствами-членами ЕЭС

2) разработка единых таможенных сборов и пошлин для третьих государств

2. свобода движения лиц

Заключается в свободном движении работников и свободной реализации права на жительство и экономическую деятельность граждан одного государства-члена ЕЭС в другом государстве-члене ЕЭС. Для этого предусмотрено создание единого гражданства Европейского Союза.

3. свобод движения услуг

Распространяется на:

ü деятельность промышленного характера

ü деятельность торгового характера

ü деятельность лиц свободных профессий

ü деятельность ремесленников

ü туристическую деятельность

ü радиовещание (включая рекламу).

4. свобода движения капитала

Существует самостоятельно, не связана с предыдущими.

В рамках данной свободы осуществляются:

ü прямые инвестиции

ü предоставление кредитов

ü участие в предпринимательстве

ü приобретение недвижимости, ценных бумаг

ü размещение займов.

В 70-е гг. создан Европейский инвестиционный банк. Постепенно складывалась европейская валютная система (необходима для связи между всеми сообществами). Построение европейской валютной системы начиналось с ЭКЮ (ЭКЮ – это европейская денежная единица), потом выпуск евро сначала в безналичное обращение, а с 1 января 2002 г. – наличность. Не все государства перешли на единую европейскую валюту евро (не перешли: Великобритания, Швеция, Дания). В 1965 г. произошло объединение институтов (органов) 3-х сообществ. С момента их создания происходит дублирование полномочий. С момента учреждения двух последних сообществ вопрос интеграции стал интересен для европейского государства => в это сообщества вступали новые европейские государства => встал вопрос о реформировании сообщества.

В 1986 г. принят единый европейский акт. Этот документ вносил изменения в деятельность институтов 3-х сообществ. Его основное значение: в нём уже велась подготовка к созданию Европейского Союза.

В 1992 г. подписан Маастрихтский договор о создании Европейского Союза.

Основные положения: Европейский Союз основан на 3-х европейских сообществах.

Право внешних сношений
36.Право внешних сношений: понятие, источники,
внутригосударственное законодательство по вопросам внешних сношений.

Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и консульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права.

Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются:

Ø Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.,

Ø Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.,

Ø Конвенция о специальных миссиях 1969 г.,

Ø Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975г.

К источникам права внешних сношений относятся:

Ø Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.,

Ø Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г.

и др., а также соглашения между организацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру.

Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений в соответствии с нормами международного права

регламентируются актами национального законодательства, в числе которых:

· Конституция РФ,

· Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации",

· отдельные статьи ряда других федеральных законов,

· Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г.,

· Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.,

· Консульский устав


37.Система органов внешних сношений.

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это: Президент РФ, федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ.

Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.

От имени Правительства подготавливаются и заключаются

международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).Зарубежные органы внешних сношений делятся на постоянные и временные.

К постоянным относятся дип.представительства, консульские учреждения, торгпредства, предст-ва при организациях.

Временных органов меньше: делегации гос-в на конференциях и различные спец.миссии.


38.Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.

Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.

Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала.

Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники).

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др.

К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств:

б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям:

1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного

лица в качестве главы дипломатического представительства;

2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы

представительства;

3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания.

Функции дипломатического представительства состоят в следующем:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания,

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки. По зак-ву РФ доп.функции:

Реализация внешнеполитич.курса РФ в гос-ве пребывания, осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности посольства. Направление и обеспечение выполнения поручений о правовой помощи.


39.Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:

  • генеральные консульства,
  • консульства,
  • вице-консульства,
  • консульские агентства.

Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях – консульский патент.

Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула - консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: