Таблица 2-4. Сводная таблица преимуществ и недостатков, связанных с применением трех методов исследования в психологии личности
Метод исследования
| Преимущества
| Недостатки
|
Метод изучения клинических случаев
| 1. Показывает сложность и уникальность индивидуума
2. Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий
| 1. Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения; рассматриваемые случаи слишком частные
2. Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя
3. Не позволяет выделять причинно-следственные отношения между переменными
|
Корреляционный метод
| 1. Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям
2. Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни
3. Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем
| 1. Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны
2. Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной»
3. Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными
|
Экспериментальный метод
| 1. Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению
2. Устанавливает причинно-следственные связи; позволяет делать выводы о причинности
3. Сбор данных, их запись и анализ объективизированы
| 1. Круг феноменов, которые можно изучать в лаборатории, ограничен по этическим соображениям
2. Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях
3. На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представления о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастия экспериментатора)
|
Отбор и адаптация метода для решения той или иной теоретической задачи требует большого искусства, изобретательности и творчества. Однако следует признать, что у персонологов имеются определенные предпочтения относительно того, как исследовать интересующие их феномены. Эти предпочтения обусловлены в значительной степени тем, что различные теоретические направления обычно фокусируются на феноменах, доступных изучению только при использовании определенной стратегии. Так, нет ничего удивительного в том, что явления, находящиеся в центре внимания психодинамического направления (такие как неосознаваемые процессы и переживания раннего детства), по большей части изучались с помощью метода клинических случаев, а не в ходе научного эксперимента. В свою очередь, связь между центральными вопросами теории и предпочтительными методами их изучения предполагает, что выбор исследования в персонологии обусловлен индивидуальным творческим устремлением ученого. Это следует иметь в виду, когда мы в следующих главах будем обсуждать эмпирические доказательства различных теоретических положений. Хотя целью любого исследования личности является установление таких фактов и закономерностей, которые можно осмысливать в более широком теоретическом контексте, возможно, самое большее, чего мы можем достичь — это лишь частичное понимание. И, несмотря на это, даже частичное понимание всей сложности человеческого поведения, приходящее на смену полному незнанию, представляется весьма похвальной целью.