Информационный поиск: опыт определения понятия, цели и границы. Логическое, эмпирическое и эвристическое в поиске. Критерии оценки поиска

Информационный поиск – процесс поиска документальной неструктурированной информации, удовлетворяющей информационные потребности; наука об этом поиске.

Цели информационного поиска:

1. Поиск информационных источников, т.е. различных изданий или документов, в которых может содержаться нужная информация;

2. Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Данный поиск ведется путем разыскания библиографической информации и пособий, которые были специально созданы для эффективного и удобного поиска и использования информации;

3. Поиск фактов, содержащихся в литературе или других публикациях. Это может быть книга об исторических событиях, о свойствах разнообразных материалов, о биографии композиторов и пр.

Если данный поиск не удовлетворяет пользователя, он может воспользоваться методами логического поиска, которые включают операции «и», «или», «не» и различные их сочетания. Это может стать необходимым потому, что локализация информационного пространства ограничена, именно там располагаются информационные ресурсы, средства их создания, передачи и обработки, т.е. информационные сети и системы.

Поисковые системы, насколько известно, постоянно оценивают качество результатов поиска и вносят необходимые поправки. Примером может послужить Google, который ведет активные разработки поиска, основанного на данных о предпочтениях пользователя.

Среди основных критериев оценки выделяются:

1. Скорость поиска (т.е. как быстро пользователь получает ответ на данный вопрос);

2. Точность ответа (т.е. полностью ли отвечают на вопрос пользователя те материалы, которые присутствуют в результатах поиска)4

3. Полнота ответа (т.е. все ли ответы представлены, ведь многие вопросы имеют более одного значения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: