Чем дипломатический класс отличается от дипломатического ранга

В 1815 году разработан первый документ на универсальном уровне, закрепляющий нормы дипломатического права - Венский протокол (Венский регламент). Этот документ может рассматриваться как эталон составления документов, (разработан Толераном и другими). Его положения не устарели и применяются до сих пор в полном объеме. Венским протоколом закреплены классы дипломатических представителей. 3 класса:

1. Класс послов и нунциев (послы Папы Римского).

2. Класс посланников и интернунциев.

3. Поверенные в делах - постоянные и временные. Зависит от характера отношений между государствами. Если отношения стабильные то постоянные, если неустойчивые то временные.

В венском протоколе закреплено, что различие между классами дип представителей заключается не в различие их правового положения, а только различие в отношении старшинства (в случае его несоблюдения последует демарш).

Классы - это международно-правовой институт.

Ранги - внутригосударственный институт — регулируется национальным правом. Рангов значительно больше чем классов.

Снизу вверх:

3-ий секретарь посольства,

2-ой и

1-ый., атташе (если объем отношений с государством большой бывает несколько - военный,морской и тд.),

Советники

3 го класса

2-го класса

1-го класса

Совет посланник,

чрезвычайный полномочный посланник

чрезвычайный полномочный посол (присваивается указом главы государства, остальные ранги присваиваются министром иностранных дел).

Различают классы и ранги дипломатов. Классы относятся только к главам дипломатических представительств. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношения 1961 г. главы дипломатических представительств делятся на три класса.

Первый класс - послы и нунции (посол Ватикана), аккредитуемые при главах государств.

Второй класс - посланники и интернунции (посланник Ватикана), аккредитуемые также при главах государств.

Третий класс - поверенные в делах, аккредитуемые при главах внешнеполитических ведомств.

Среди дипломатических представителей по старшинству послы стоят на первом месте. Других различий между дипломатическими представителями разных классов не проводится.

Таким образом, можно сделать вывод: вопрос о классах глав дипломатических представительств - прерогатива международного права.

Согласно ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. члены дипломатического персонала - это лица, имеющие дипломатический ранг. Дипломатический ранг - личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с действующими в данном государстве законами и правилами о прохождении дипломатической службы. Этот ранг сохраняется за работником вне зависимости от занимаемой должности, а также при уходе в отставку. Ранги дипломатов - компетенция национального, а не международного права. Каждое государство самостоятельно определяет их название и количество.

В дипломатическом праве существует понятие дипломатический корпус в узком и широком смысле слова. Дипломатический корпус в узком смысле - совокупность глав всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле - совокупность всех дипломатических работников зарубежных государств и членов их семей, находящихся в данном государстве. Дипломатический корпус не является организацией и не признается юридическим лицом. Главой дипломатического корпуса является дуайен, старшина - старший по классу и по времени пребывания в данной стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств.

Внешнеполитическое ведомство государства пребывания публикует список дипломатического корпуса, его членам выдаются дипломатические карточки.

Назначение и отзыв глав дипломатических представительств осуществляется на основе международного и национального права.

Перед назначением аккредитующее государство запрашивает у принимающего государства согласие - агреман - на принятие конкретного лица в качестве главы дипломатического представительства.

На листе бумаги с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и послужного списка кандидата на пост главы дипломатического представительства не ставится никаких подписей или печатей. Если в течение максимум трех недель со дня передачи бумаги на представляемую кандидатуру ответа нет, значит, принимающее государство не желает иметь данное лицо в качестве главы дипломатического представительства. Причины могут быть разные. Самая банальная из них - лицо допускало недружественные высказывания в отношении принимающего государства.

Отсутствие мотивировки со стороны принимающего государства считается нормой в дипломатической практике. В этом случае аккредитующему государству необходимо позаботиться о подготовке справочных данных на новую кандидатуру главы дипломатического представительства.

После получения агремана на представленную кандидатуру, т. е. признания его persona grata (желательным лицом), глава аккредитующего государства подписывает указ (или другой документ) о назначении данного лица главой дипломатического представительства в государстве пребывания, который публикуется в печати.

После этого глава аккредитующего государства подписывает верительные грамоты, завизированные главой внешнеполитического ведомства, которые адресованы главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» всему тому, что будет излагать от имени аккредитующего государства глава дипломатического представительства.

В соответствии с международным правом глава дипломатического представительства в государстве пребывания считается приступившим к своим обязанностям либо I) с момента вручения им верительных грамот главе государства, либо 2) с момента его прибытия в государство пребывания и вручения копий верительных грамот главе его внешнеполитического ведомства. Какой из названных двух вариантов будет применяться, зависит от практики государства пребывания, которая должна применяться единообразно.

В дипломатической практике часто бывают случаи, когда одно и то же лицо совмещает функции главы дипломатического представительства в двух или более государствах (кумуляция). Это происходит тогда, когда рядом с крупным государством находится небольшое государство, в которое по соображениям экономии финансовых средств нецелесообразно направлять еще одного главу дипломатического представительства. Например, посол Российской Федерации в Австралии одновременно является послом по совместительству в Фиджи, Науру и Вануату.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: 1) его отзыва аккредитующим государством; 2) объявления его persona поп grata, т. е. нежелательным лицом; 3) разрыва дипломатических отношений между аккредитующим и принимающим государствами; 4) начала военных действий между ними; 5) прекращения существования одного из этих двух государств или их обоих в качестве субъекта международного права. Чаще всего функции главы дипломатического представительства прекращаются в связи с его отзывом аккредитующим государством.

В случае отзыва главы дипломатического представительства глава аккредитующего государства направляет главе государства пребывания отзывную грамоту, в которой сообщает, что он принял решение отозвать главу своего дипломатического представительства. Отзывная грамота вручается главе государства пребывания либо самим отъезжающим, либо его преемником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: