Основные принципы и методы социальной диагностики

При осуществлении социальной диагностики социальному работнику следует опираться на следующие принципы: принцип конфиденциальности – неразглашение результатов социального диагноза; принцип научной обоснованности – результаты диагностики должны быть достоверными и надежными; принцип ненанесения ущерба – данные исследования не должны использоваться во вред человеку, который подвергся диагностике; принцип объективности – исключение влияния субъективных установок специалиста на результаты диагностики; принцип системного подхода – всестороннее исследование проблем, стоящих перед клиентом, а также сочетание различных методических приемов при диагностике каждой из проблем; принцип причинной обусловленности – все явления и процессы действительности находятся во взаимосвязи и взаимодействии, поэтому в процессе исследования необходимо не только установить проблемы клиента, но и выявить причины, обусловившие их возникновение; принцип позиционности – анализ конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиции различных субъектов, имеющих к ней отношение; принцип эффективности – рекомендации, предлагаемые клиенту по итогам диагностики, не должны быть для него бесполезными и не должны приводить к нежелательным и непредсказуемым последствиям.

Являясь технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы. Содержание этих этапов может быть различным, в зависимости от уровня осуществления социальной работы: непосредственная работа с клиентом, работа с группой или управленческий уровень. В учебном пособии «Технологии социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой в технологии социальной диагностики при работе с клиентом выделяются следующие этапы: появление социальной проблемы; сбор и анализ данных о социальной ситуации и постановка социального диагноза. Модель осуществления диагностики может включать и такие этапы: предварительное ознакомление с объектом; проведение общей диагностики; проведение специальной диагностики; построение выводов.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз.

В учебном пособии «Социальная работа» под редакцией В.И. Кур­ба­то­ва при принятии управленческих решений рекомендуется придерживаться следующей схемы проведения социальной диагностики: оценка состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей; определение эталонного или нормативного состояния социального объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.

Основные методы социальной диагностики

Систему методов социальной диагностики можно условно разделить на две группы: методы сбора и методы анализа диагностической информации. В социальной работе для сбора данных о социальной ситуации субъекта диагностирования используются, в основном, социологические и психологические исследовательские методы.

Применение психодиагностических методов нацелено на получение информации о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. К основным методам психологического исследования, используемым в социальной диагностике, относятся следующие. Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие изучаемого объекта (индивида, малых и больших групп, общностей), черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения людей в определенной социальной среде и ситуации.

Целью применения в социальной диагностике методов социологического исследования является оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта, выявление отклонений от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития. Основным методом сбора первичной социологической информации выступает опрос. Принято различать два основных класса опросных методов: интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем, запись ответов последнего производится либо интервьюером (специалистом по социальной работе), либо механически (на пленку и т.п.), и анкетный опрос – опосредованное (через анкету или опросный лист) взаимодействие исследователя и респондента, предполагающее жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем ответы письменно регистрируются самим опрашиваемым. Методами социальной диагностики, позволяющими получить фрагментарную, уточняющую информацию о состоянии изучаемого объекта или процесса, являются эксперимент и анализ документов.

Е.И. Холостова для анализа диагностической информации предлагает использовать такие методы, как анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации, ранжирование по степени значимости альтернатив решения исследуемых социальных проблем. В целом, элементарные процедуры упорядочения полученных данных, предваряющие их анализ – это группировка и классификация (типологизация). Далее следует непосредственно сам анализ полученных данных: одномерный (описание одной характеристики объекта исследования в определенный момент времени), либо многомерный (установление причинно-следственной связи между несколькими переменными). Для постановки социального диагноза часто бывает недостаточно одномерного анализа, поэтому более распространен многомерный анализ диагностической информации.

Итак, социальная диагностика является важнейшей технологией и начальным этапом любого технологического процесса социальной работы. От правильной постановки социального диагноза зависит весь дальнейший процесс решения проблемы. Наличие знаний и умений проведения социальной диагностики является неотъемлемым для специалиста-профессионала по социальной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: