Методические рекомендации. Жизнедеятельность современного человека во многом регулируется опытом, приобретенным в древнейшие времена

Жизнедеятельность современного человека во многом регулируется опытом, приобретенным в древнейшие времена. Чаще всего этот опыт не осознается, но он присутствует скрыто, влияя на поведение людей на уровне инстинкта. Изучение культуры первобытного общества позволяет человеку более глубоко разобраться в мотивах своих поступков, познать себя.

Готовясь к ответу по первому вопросу плана, уясните для себя значение мифа как особой формы сознания, способа постижения мира. Для этого надо отказаться от привычного представления о мифе как о сюжетном повествовании. Выясните, какие мифы называются космогоническими, космологическими, эсхатологическими. Приведите примеры, подтверждающие существование форм мифологического сознания в современном обществе. Покажите связь мифологического сознания с такими верованиями, как тотемизм, анимизм, фетишизм.

При подготовке ко второму вопросу обратите внимание на понятие «синкретизм», что означает слитность, нерасчлененность. В древнейшие времена основные формы общественной жизни еще не были дифференцированы. Укажите конкретные примеры проявления первобытного синкретизма. Покажите, что в первобытном обществе искусство играло роль универсального средства познания окружающего мира и овладения им, будучи неразрывно связано с производством, бытом, духовной жизнью. Приведите примеры, подтверждающие зарождение в первобытной культуре всех видов искусств.

Рассматривая третий вопрос, имейте в виду, что первобытную культуру иногда определяют как магическую. Приведите примеры, подтверждающие исключительное значение магии в первобытном обществе. Объясните возможность накопления рациональных знаний, отражающих реальные связи, в первобытном обществе.

Дополнительные сообщения

1. Откуда произошел человек на Земле [1, 27].

2. Путь от Первочеловека к социуму [3, 4].

3. Автотрофность человечества [5].

4. Неустранимость мифа [6].

Список литературы

1. Зубов, А. А. Становление и первоначальное расселение рода «Homo» / А. А. Зубов. – СПб.: Алетейя, 2011. – 214 с.

2. Юсупов, А. К. Откуда произошел человек на Земле? / А. К. Юсупов. – М.: Вече, 2010. – 463 с.

3. Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с.

4. Гарбузов, Д. Т. Время и история: путь от Первочеловека к социуму людей / Д. Т. Гарбузов // Вопросы культурологии. – 2012. – № 4. – С. 23–28.

5. Антонова, Е. А. Природа человека в контексте автотрофности человечества / Е. А. Антонова, С. Ю. Харламов // Человек. – 2011. – № 4. – С. 88–99.

6. Гуревич, П. С. Культурология: учебное пособие / П. С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2010. Гл. 7 «Миф и мифология». – С. 142–160.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: