Цель практического занятия:
· закрепить на практике стратегии и конкретные тактические приемы ведения переговоров в рамках определенного переговорного стиля;
· отработать процедуру подготовки и навыки ведения переговоров по актуальным общественным проблемам;
Тема ролевой игры:
«Урегулирование конфликта между частными пассажирскими перевозчиками, администрацией г. Перми и обладателей социальных проездных билетов в 2008-2009 гг.»
«Стороны переговоров» (участники ролевой игры):
· представители частных перевозчиков (НП «Автоликон», НП «Автоальянс», НП «Автолидер», Единый союз перевозчиков);
· представители Администрации г. Пермь (Департамент дорог и транспорта), депутаты Пермской городской думы, глава г. Пермь;
· представители общественности (Гражданская палата г. Перми; профсоюзные организации студентов, пенсионеры и т.д.);
· третья сторона (медиатор) (по желанию);
· наблюдатели.
Задание: Подгруппа самостоятельно делится на ролевых участников (по 3-4 человека).
Задача представителей частных перевозчиков, муниципальных чиновников и представителей общественности – в ходе переговоров отстоять свои интересы в рамках стратегии позиционного торга или стратегии конструктивных переговоров, используя соответствующие переговорные стили и конкретные тактики ведения переговоров.
Задача медиатора – вести переговорный процесс с целью достижения взаимоприемлемого решения.
Задача наблюдателей – узнать используемые сторонами определенные переговорные стили и конкретные тактики ведения переговоров; оценить эффективность используемых сторонами стилей и приемов; оценить логичность аргументации; определить достоинства и недостатки сторон в переговорном процессе и указать причины возможных неудач той или иной стороны.
В ходе дискуссии оценивается знание нормативно-правовых актов.
Ход ролевой игры (80 минут):
1. Каждая сторона поочередно в течение 5 минут излагает свою позицию в переговорном процессе и предлагает свое видение данной проблемы и, возможно, механизм ее разрешения (всего 15-20 минут).
2. Дискуссия по проблемным вопросам (ведется медиатором) с участием всех трех сторон (или попарно: Администрация – частные перевозчики; Администрация – представители общественности) (40 минут).
3. Подведение итогов. Выступление наблюдателей. Комментарии их выступления прямыми участниками игры. Определение «победителя» / «победителей» (15-20 минут).
Вопросы для дискуссии и переговоров:
· определение тарифа проезда в общественном транспорте;
· компенсация частным перевозчикам за перевозку льготных категорий граждан;
· распределение маршрутов между частными перевозчиками;
· стоимость проездных билетов для льготных категорий граждан;
· сохранение статуса студенческого и школьного проездного билета;
· другое (по собственному выбору).
Литература основная и дополнительная
1. Конфликтология: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Под ред. В.П. Ратникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 369-422.
2. Авдыев М.А. Искусство договоров и соглашений // ЭКО. 2003. № 10.
3. Бегаева А.А. Правовая природа альтернативных способов урегулирования корпоративных споров (Сравнительно-правовой анализ зарубежной и отечественной практики) // Государство и право. 2009. № 2. С. 37-47.
4. Герасимов А.А. Понятие и правовая природа саморегулируемых организаций в гражданском праве России: сущность и содержание // Государство и право. 2010. №5 С. 29–41.
5. Калашников Д.В. Переговорный метод управления конфликтом // Социологические исследования. 1998. № 5.
6. Лебедева М.М. Технология ведения переговоров. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 2010. 192 с.
7. Мир устойчив, если есть доверие. В беседе с профессиональным конфликтологом Артуром Мартиросяном обсуждаются особенности организации и ведения переговорного процесса с позиций гарвардской школы Р. Фишера // Государственная служба. 2010. № 5.
8. Полухина А.Н. Конфликты в организации и медиация // ЭКО. 2005. № 4.