Роджерс о воспитании здоровых детей (людей)

11. Окт, 2010

Прошлый раз я писал о психологической зрелости по Роджерсу и её характеристиках. Сейчас ещё хочу обратить внимание на предпосылки такой зрелости.

Вторичный (о первичном напишу в следущем посте), приобретенный мотив людей — потребность в позитивном внимании:
для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие.

Впервые проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие,
и фрустрации, когда им недовольны.
Если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности.

позитивное внимание условное безусловное
от других Условия ценности— в обстоятельствах, желаемых другими они рады мневсегда: за то, какой я есть
от себя себе позитивно рассматривать себя от того что я делаю свои собственные ценности, доверять себе всегда


Обычные родители позитивно относятся только к желаемому для них поведению ребенка. Условия ценности — обстоятельства, при которых дети будут переживать позитивное внимание — «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Требования, предъявляемые другими — ребенок сделает почти все, даже если ему это не нравится, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания — запоминает, что если будет действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то его не будут ценить и любить.

Безусловное позитивное внимание — можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека — человека принимают и уважают за то, какой он есть. Единственный способ не вмешиваться в тенденцию к актуализации ребенка – это дать ему безусловное позитивное внимание. Наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать.

Со временем и взрослением структура Я становится для самой себя «значимым социальным другим» — людям необходимо позитивно рассматривать, оценивать себя: удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя.
Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.

Когда дети воспринимают себя так, что никакое самопереживание не является более или менее стоящим позитивного внимания, они переживают безусловное позитивное внимание к себе. Это, в свою очередь, позволяет им развивать свои собственные ценности и удовлетворение в соответствии с их реальными переживаниями, независимо от «одобрения» других. Хотя они сознают существование определенных ожиданий относительно того, что им «следует» делать, они будут доверять себе и своим суждениям, а не поддаваться требованиям, существующим вне их самих.

Условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление.

Роджерс считает состояние несоответствия «Я» (хочу, нравится) и переживаемого опыта (делаю что нравится им) наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости!

Воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: