Международно-правовой запрет на применение силы и угрозы силой в отношениях между суверенными государствами и международно-правовой принцип мирного разрешения международных споров предполагает наличие механизмов для реализации мирной альтернативы. В современном международном праве предусмотрен целый ряд мирных способов улаживания конфликтных ситуаций. В их число входят международные переговоры, предоставление добрых услуг и посредничество (см. главы XIII и XIV). Эти способы используются в практике международных отношений на основе складывавшихся на протяжении длительного времени обычаев. Иными словами, в их основе лежат обычные нормы международного права. Эти же нормы поначалу определяли и порядок проведения консультаций, в ходе которых спорящие стороны периодически обмениваются мнениями по интересующим их вопросам, для того чтобы в итоге реализовать достигнутые соглашения по урегулированию конфликта между ними. Сегодня обычными нормами предусматриваются факультативные консультации, а порядок проведения обязательных консультаций отражен в некоторых международных договорах и нормативных актах международных организаций.
|
|
Устав ООН предусматривает возможность создания международных следственных комиссий, которые учреждаются на основании особого соглашения между конфликтующими сторонами. Следственные комиссии расследуют обстоятельства возникновения инцидента и конфликтной ситуации между соответствующими государствами. Международные следственные комиссии не обязаны определять степень вины или ответственности какой-либо из сторон, они должны лишь восстановить картину происшедшего. Конфликтующие стороны находят мирный вариант решения спорных вопросов, опираясь на выводы международной следственной комиссии либо самостоятельно; кроме того, спор может рассматриваться международной инстанцией в политическом или юридическом порядке.
В некоторых международных договорах предусмотрено создание примирительных комиссий. Порядок формирования и работы таких комиссий указан в ст. 85 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями. При-
262 Глава XV. Международное право и международные конфликты
мирительные комиссии создаются в соответствии с этой конвенцией тогда, когда консультации между участниками спора не привели к его решению. В комиссию входят три члена, двое из которых представляют спорящие стороны, а третий избирается первыми двумя председателем комиссии из числа лиц, пользующихся их доверием. Если представители конфликтующих сторон в течение месяца не могут избрать председателя, его назначает главное должностное лицо той организации, при которой рассматривается спор. В таком случае председатель должен обладать высокой юридической квалификацией и при этом не быть гражданином конфликтующих государств или должностным лицом организации, учреждающей примирительную комиссию. В отличие от следственных комиссий примирительные комиссии должны давать толкование фактов, характеризующих суть конфликтной ситуации, и вырабатывать рекомендации по ее преодолению.
|
|
Способы разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций непосредственно органами международных организаций описаны как в их уставных документах, так и в международно-правовых актах более общего характера. Порядок рассмотрения споров внутри Организации Объединенных Наций отражен в отдельных положениях ее Устава, а также в принятых Генеральной Ассамблеей ООН документах универсального характера. Таковы, например, «Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области» (1988 г.), «Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности» (1991 г.). В соответствии с данными нормативными документами государства, втянутые в спорные, конфликтные ситуации, должны учитывать возможность обращения в соответствующие органы ООН для получения советов и рекомендаций по использованию превентивных мер урегулирования разногласий.
Непосредственным участникам конфликтов и государствам, чьи интересы так или иначе им затронуты, рекомендуется обращаться в Совет Безопасности ООН на более ранней стадии конфликта. В ходе консультаций, которые проводятся Советом Безопасности по обсуждаемой спорной проблеме, этот орган может напомнить государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу ООН и в соответствии с нормами и принципами международного права. Совет Безопасности может обращаться к заинтересованным государствам с призывом воздержаться от действий, способствующих эскалации на-
§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 263
пряженности, и принять меры по преодолению спора мирными средствами. Сам Совет Безопасности должен разрабатывать и предлагать конфликтующим сторонам процедуры преодоления спора. В случае необходимости Совет Безопасности может уже на ранней стадии развития конфликта направить туда специальную комиссию для сбора информации, а также предоставить спорящим сторонам добрые услуги. Если возникает потребность в использовании силовых ресурсов для обеспечения мирного выхода из конфликтной ситуации, Совет Безопасности вправе принимать решение о направлении в зону конфликта военных наблюдателей или сил по поддержанию мира (см. главу XVII). В соответствии с Уставом ООН кроме Совета Безопасности в разрешении международных споров в рамках своей компетенции могут принимать участие Генеральная Ассамблея и другие структуры Организации Объединенных Наций, а также лично Генеральный секретарь ООН.
Правовые основы для решения региональных международных споров дает ст. V Пакта Лиги арабских государств от 1945 г. Эта статья гласит, что в случае, если два государства — члена ЛАГ обратятся в Совет Лиги для разрешения возникшего между ними спора, то решение Совета по этому вопросу будет окончательным и обязательным для всех участников организации. Кроме того, Совет Лиги арабских государств имеет право предлагать свои добрые услуги по урегулированию конфликтных ситуаций, которые могут стать причиной войны между государствами — членами Лиги, либо между ними и третьими государствами.
|
|
Один из способов мирного урегулирования международных конфликтов — обращение к третейскому суду (см. главы VI, IX, XIII). Сегодня высший арбитражный орган в мире — Палата третейского суда в Гааге, существующая с 1899 г. В соответствии с «Конвенцией о мирном разрешении международных столкновений» (1907 г.) каждое государство — участник этой Конвенции может назначить в качестве третейских судей не более четырех человек, обладающих соответствующей международно-правовой подготовкой и желающих выполнять арбитражные функции. Члены Палаты назначаются на шестилетний срок, причем их полномочия могут возобновляться.
Правом обращения в палату третейского суда обладают не только государства — участники Конвенции 1907 г., но и государства, не участвующие в ней. Стороны конфликта выбирают по согласию третейских судей из общего списка членов Палаты, которые и выносят затем
264 Глава XV. Международное право и международные конфликты
арбитражное решение, а также составляют так называемую третейскую запись, где оговариваются условия арбитража. После согласования всех формальностей они сообщают в аппарат Палаты третейского суда свое решение обратиться к ней, передают текст третейской записи и список судей. Заседание суда происходит при закрытых дверях в обстановке секретности. Все решения судьи принимают большинством голосов, причем эти решения являются обязательными и в соответствии с условиями арбитража должны выполняться сторонами независимо от того, соответствуют они или нет их первоначальным требованиям.
В XX столетии начала сбываться мечта таких мыслителей, как Г. Гро-ций, Э. Крюсе, Ш. И. де Сен-Пьер, Дж. Бентам, — создание на основе международного права судебного механизма по разрешению конфликтных ситуаций в международных отношениях. В современном мире существуют несколько международных судебных учреждений, наиболее важное из которых — Международный суд Организации Объединенных Наций. Данный суд имеет статус одного из высших органов ООН (см. главу XVII). Он выступает в качестве преемника действовавшей под эгидой Лиги Наций Палаты международного правосудия. После создания Организации Объединенных Наций в 1945 г. Палата была преобразована в Международный суд ООН. Как ранее, так и сейчас высшая международная судебная инстанция находится там же, где и высший международный арбитражный орган, — в голландском городе Гааге.
|
|
Международный суд ООН состоит из пятнадцати независимых судей. Судьи должны отвечать высоким моральным критериям и иметь авторитет как специалисты в области международного права. Члены суда участвуют в его деятельности лично, т. е. не представляют государство, гражданином которого они являются, но при этом не допускается наличие в составе суда двух и более человек с одинаковым гражданством. Членов суда избирают из числа кандидатур, предложенных государствами Генеральному секретарю ООН. Процедура избрания проходит раздельно на заседаниях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Срок полномочий судьи — девять лет, причем каждые три года переизбираются пять судей. Международный суд ООН принимает к рассмотрению дела только с участием суверенных государств, юридические и физические лица обращаться в суд не имеют права. Большая часть государств мира признают лишь факультативную юрисдикцию Международного суда, т. е. то, что он может рас-
§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 265
сматривать споры с участием того или иного государства только с их согласия. Государства, признавшие юрисдикцию Международного суда обязательной, не могут отказаться от участия в рассмотрении дел, которые их затрагивают.
Международный суд ООН принимает решения на основе международных конвенций, определяющих порядок рассмотрения международных споров, международных обычаев, общих принципов права, признаваемых всеми нациями и государствами. Судопроизводство в суде состоит из двух этапов — письменного и устного. На первом этапе суд получает и изучает письменные материалы, поступившие от сторон; на втором этапе заслушиваются выступления их представителей, адвокатов и других участников процесса. Заседания проходят как в общем составе, при присутствии не менее девяти судей, или, по особым решениям, в рамках специально для этого созданной палаты более узкого состава. Каждый год суд избирает из своего состава Палату упрощенного производства, а в 1993 г. была создана специальная Палата для рассмотрения вопросов экологического характера. Решения Международного суда не раз останавливали опасное развитие международных конфликтов.
Многие дела, рассматриваемые Международным судом ООН, были связаны с кризисными ситуациями в мировой политике. Так было в 1980 г., когда суд рассматривал иск США к Ирану по поводу захвата и удержания американского посольства в Тегеране вместе с находившимися там заложниками. Международный суд вынес решение, согласно которому иранская сторона должна была возвратить помещение посольства, освободить заложников и выплатить США компенсацию. Но американский запрос был отозван до выплаты компенсации, поскольку стороны сумели достигнуть двустороннего соглашения.
Вынесенное Международным судом в 1971 г. определение по запросу Совета Безопасности ООН о законности оккупации ЮАР территории Намибии сыграло свою роль в обретении населением этой африканской страны свободы и независимости. Международный суд рассматривал территориальные споры, например конфликт между Марокко и Мавританией по вопросу о принадлежности Западной Сахары. Помимо судебных решений по межгосударственным спорам Международный суд по запросу органов ООН, других международных организаций и отдельных государств дает консультативные заключения, содержащие международно-правовую трактовку спорных вопросов.
266 Глава XV. Международное право и международные конфликты
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные этапы развития международного права.
2. Чем современное международное право отличается от международного права предшествующих исторических эпох?
3. Что такое система современного международного права?
4. Дайте характеристику основных принципов международного права и их роли в регулировании международных отношений.
5. Какие проблемы могут возникать в процессе применения норм и принципов международного права и каковы возможные пути их решения?
6. Охарактеризуйте международно-правовые основы международного арбитража и судопроизводства.
7. Какова роль международных судебных и арбитражных процедур в мирном урегулировании международных конфликтов?
8. Охарактеризуйте деятельность Международного суда ООН.