Классификация искусств

Искусство, как важнейшая часть культуры, находит свое выражение в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых – от наскального рисунка или примитивного танца до грандиозного «шоу» или киносериалов современности – неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества. При этом его развитие идет по линии создания все более комплексных, синтетических искусств, к примеру, слияния с техникой, на основе эстетизации человеческого бытия. Поэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно трудно.

Традиционная эстетика делит художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т. п. Ко второй – музыка, балет, театр, другие виды «зрелищного» искусства. Однако легко заметить, что подобной «жесткой» классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно временными.

К какому виду искусства отнести художественную литературу? Это и недвижимая книга, и сама жизнь, воспринимаемая и переживаемая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства как танец в индийской хореографии на наших глазах превращается вдруг в живую скульптуру; а некоторые поэты, например, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и др., нередко прибегают к так называемой «визуальной», или графической, поэзии, оформляя свои стихи столбиком, крестом, лесенкой, кругом и т. п. и внося во «временное» искусство поэзии выразительный «пространственный элемент.

Собственно классификация выделяет разновидности искусства – изобразительное, музыкальное, «синтетическое», «техническое», декоративно-прикладное и др.

Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило. Имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство относятся к пространственному искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и эстетические идеи.

Музыка – вид искусства акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.

Синтетические искусства – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.

«Технические искусства» в развитых формах возникли сравнительно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример – создание «светомузыки», суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез «мелодию» меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. «deccoro» – украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.

Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды.

Рассмотренные принципы классификации произведений искусства носят самый общий характер, в значительной мере опираются на традицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования.

5.3 Направления, течения и стили в искусстве
в историческом развитии

Направления, течения и стили в искусстве являются своеобраз­ными «визитными карточками», отмечающими напряженную ду­ховную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — «зеркало души» отдельного человека, искусство — зеркало души своего народа и своего вре­мени.

В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить как исторически сложившуюся общность художественных призна­ков в том или ином виде искусства (или одновременно в несколь­ких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обус­ловленную единством идейно-эстетических устремлений творчес­кого меньшинства.

Романский стиль (лат. romanus - римский) - стилевое на­правление в западноевропейском искусстве Х-ХПI вв., проявив­шееся прежде всего в архитектуре и скульптурном декоре, а так­же в росписях крупных соборов, обычно располагавшихся на воз­вышенностях. Религиозные сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на ко­лонны, а также многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определенной приземленности в отличие от готического стиля.

Готический стиль пришел на смену романскому стилю в Ев­ропе XIII-XVI вв. и также связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусст­вом (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль от­личается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов характерны вертикальность ком­позиций, устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезны­ми окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву и так­же резной раскрашенной религиозной скульптуры. Наиболее из­вестные готические сооружения - Собор Парижской Богомате­ри, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.

Барокко (итал. barocco - странный, причудливый) - стиль в западноевропейском искусстве - архитектуре, музыке, живопи­си, литературе, декоративном искусстве конца XVI - середины XVIII вв., для которого характерны: стремление к величию и пыш­ности; богатство декоративных элементов, обычно криволиней­ных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю, как, например, в садово-парковом искусстве. Яркий след стиль барокко оставил, к примеру, в архитектуре Санкт-Петербурга (Зимний дворец). Ма­нерностью, «капризностью», витиеватостью, избытком украша­тельства этот стиль был выражен в музыке и литературе.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и на­правление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., озна­меновавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рациона­лизм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время оп­ределенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» - вре­мени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т. п. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Рококо (франц. rocaille - раковина) - менее известный, чем другие, стиль в искусстве Западной Европы, преимущественно Франции XVIII в., занимающий «промежуточное положение» между барокко и классицизмом. Отражая главным образом вку­сы дворянской элиты, этот стиль получил особо широкое распро­странение при Людовике XIV и поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве (мебель, росписи на фарфо­ре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Определяющая черта стиля «рококо» - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутрен­него убранства.

Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - художе­ственное течение в западноевропейском и американском искус­стве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в ре­зультате разочарования в положительной роли «цивилизации», «царства разума». Противопоставляя разуму культ чувства как до­минанту художественного творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказы­ванию Ж.-Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никог­да!». С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выра­ботал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся роман­тизмом, предвестником которого он явился.

Романтизм - широкое идейное и художественное направ­ление в западной и русской культуре, охватившее все виды ис­кусства и гуманитарную науку в конце XVII - начале XX вв., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, моло­дого буржуазного общества вообще. Романтики выступали про­тив формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли боль­шой интерес к фольклору, демократическим, народным явле­ниям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеа­лизируя их и наследуя из них сказочный элемент, дух карна­вальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов - братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллин­га и многих других. Выдающимися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев; в живописи - О.А. Кипренский и др. Роман­тизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.

Реализм (позднелат. realis - вещественный, действитель­ный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литера­туре и изобразительному искусству. Он может толковаться дво­яко: в самом широком смысле - как общая установка на изоб­ражение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, «инструментальном» смысле - как творческий метод, вводимый к определенным эс­тетическим принципам.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический «стержень» художествен­ной культуры человечества, существовал и продолжает существо­вать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком пони­мании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрож­дения (XIV - XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о «просветительском реализме». Наиболее полное раскрытие специ­фических черт этого метода связывают с критическим реализмом XIX столетия.

Натурализм (лат. natura - природа) - творческое направ­ление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и таких его представителей как француз Огюст Конт, англичанин Герберт Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, «позитив­ное» знание может быть получено из отдельных специальных наук и их комплексного взаимодействия. Эстетика натурализма, 'перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабаты­валась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя, воплотившим ее в своем творчестве. По их мне нию, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде «позитивной», экспериментальной на­уки. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы сказать о человеке «всю подноготную», проявляя повы­шенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: