КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано Научно-методическим Советом по культурологии Министерства образования и науки Российской Федерации для высших учебных заведений в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология»
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
Малкова И.Г. Культурология: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.
Основная задача пособия – помочь студентам составить представление о некоторых наиболее сложных и значимых проблемах культурологии. Пособие снабжено методическим материалом: программой курса культурологии, тестами по основным темам курса, кратким терминологическим словарем.
Настоящее издание подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Культурология», а также с учетом опыта преподавания культурологии в Миасском филиале Южно-Уральского государственного университета.
Учебное пособие предназначено для студентов Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета.
Список лит. –36 назв.
Рецензенты:
Житенев В.Б., директор НИИ государственного управления, доктор философских наук, профессор;
Сперанский А.В., зав. отделом отечественной истории ХХ в. ИИИиА УрО РАН, доктор исторических наук, профессор.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция 1. Культура как многоуровневая система……………………4
Лекция 2. Основные концепции и идеи в культурологии……..……11
Лекция 3. Типология и периодизация культуры…………………….22
Лекция 4. Становление культуры: особенности архаической (первобытной) культуры…………………………………………..…..30
Лекция 5. Древний Восток: специфика регионов и динамика культурных процессов…………………………………………………36
Лекция 6. Античная культура…………………………………………43
Лекция 7. Христианство - стержень европейской культуры………..52
Лекция 8. Основные этапы формирования и особенности культуры Западной Европы……………………..……………………………..…58
Лекция 9. Теория и история отечественной культуры ………………67
Лекция 10. Влияние ислама и арабских завоеваний на культурные традиции…………………………………………………………..….82
Программа базового курса «Культурология»……………………..…94
Рекомендованная литература………………………………………….98
Вопросы к зачету……………………………………………………...101
Краткий словарь терминов…………………………………………...103
Тесты по культурологии…………………………………………..….107
Лекция 1
КУЛЬТУРА КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА
Понятие культуры
Во всей культурологии нет темы более проблематичной, чем «понятие (определение) культуры». Чтобы получить самое общее представление о том, что такое культура, необходимо, прежде всего, обратиться к этимологии, т.е. происхождению слова, обозначающего это многогранное понятие. В переводе с латинского термин cultura первоначально означал «возделывание земли». Позднее в трудах римского общественного деятеля, оратора Цицерона (1 в. до н. э.) встречается его расширенное толкование в выражении «cultura animi», что переводится как «обработка, совершенствование души». Со временем в романских языках (например, испанском, португальском, французском, итальянском) термин «культура» начинает употребляться и в различных близких значениях: «воспитание», «образование», «совершенствование», «развитие».
В настоящее время существует несколько сот определений культуры, претендующих на полноту раскрытия сущности данного феномена. Самое распространенное - культура как совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития. Но культура - это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности человека, в ходе которого изменяется не только окружающий его мир, но и он сам. Это означает, что культура не существует вне человека, она изначально связана с ним, а рассмотрение проблем культуры невозможно без истории человеческого общества. Вот почему история зарождения и развития человеческого общества есть история зарождения и развития самой культуры. В истории мировой культуры выделяются этапы древневосточной, античной, средневековой и других культур, в соответствии с принятой в науке периодизацией истории находится и структура данного курса.
Понятие культура, по крайней мере, трехаспектное. Культура - это 1) система материальных и духовных ценностей человечества; 2) деятельность человека по созданию этих ценностей; 3) потребление этих ценностей, означающих изменение, развитие человека, усвоение того социокультурного опыта, который был накоплен предшествующими поколениями.
Культура - не только научное и философское понятие или термин, это одни из основополагающих ориентиров европейского, а сегодня уже далеко не только европейского человечества.