Понятие цивилизации в последние годы стало одним из ключевых, его применяют все социально-гуманитарные дисциплины, происходит от латинского «civis» - «городской», «государственный», «гражданский», как противоположность «лесному», «дикому», «грубому».
Впервые понятие «цивилизация» применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. «Древние цивилизации» - некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является - доклассовому, догосударственному, догородскому, догражданскому, что очень важно, дописьменному состоянию общества».
Несовпадение культуры и цивилизации: яркий пример - концепция О. Шпенглера, где цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
|
|
Цивилизации различаются по господствующему типу хозяйственной деятельности - земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. Если в основе принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет, на «открытые» и «закрытые». Или интравертные, т.е. чья творческая энергия обращена «вовнутрь», и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов (сопоставим исламскую и индо-буддийскую). Так же выделяют традиционные и техногенные.
Среди многочисленных цивилизаций одна, в которой находимся мы и глазами которой смотрим на всю историю - Новоевропейская цивилизация, возникшая в Западной Европе в эпоху Возрождения и охватившая к концу 20 в. почти весь земной шар.
Специфика техногенной цивилизации:
Особое представление о природе. В западноевропейской культуре Мир, Природа как поле для приложения сил человека. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней - работник», «мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».
Человек как активное существо, призванное преобразовать мир. «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы преобразовать его».
Деятельность человека направлено вовне, на преобразование предметов, а не на самого человека.
Установка на технико-экономическую результативность преобразования мира вне человека - человек «винтик».