Культура периода Древней Руси

Древнейший слой отечественной культуры – языческая культура восточных славян. Археология датирует славянские древности примерно тем же временем, к которому относятся самые ранние, не вызывающие никаких сомнений свидетельства письменных источников о восточных славянах – серединой 1 тысячелетия н.э. Языческая культура была довольно развитой, имелась мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Академик Б.А. Рыбаков выделил целых 3 периода в развитии язычества древней Руси:

- господство культа упырей и берегинь;

- господство культуа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия;

- господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства.

Системообразующим, как и в других архаических культурах, были представления о дуальности мира, связанные с оппозицией сакрального и мирского. Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества.

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием для развития культуры. Христианский идеал, внесенный в языческую среду стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознала себя и свое место в мире.

Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромисное равновесие языческих и христианских элементов.

Вместе с христианством, пришедшим на Русь в восточном варианте, распространялась мысль о полном отречении от мира как высшей христианской добродетели и наивернейшем пути к спасению. У этой идеи оказалось достаточно много энтузиастов, уже в 11 в. был основан киевский Печерский монастырь.

На древнерусской почве сформировался своеобразный тип святого, который был не похож ни на византийского, ни на западноевропейского. Яркий пример – первые русские святые Борис и Глеб, безропотно принявшие смерть во имя правды и добра.

Русь не восприняла право по римско-византийскому образцу. Древнерусское законодательство “Русская Правда” основывалась во многом на обычном праве славян. Большое значение стало придаваться совести, христианской морали. В самом выдающемся литературном и философском произведении Древней Руси “Слове о законе и благодати” митрополита Илариона благодать, обращенная к душе человека, ставится выше закона, обращенного только к внешней стороне жизни человека.

В институциональном плане для древнерусского христианства характерна тесная связь с княжеской властью и ее административным аппаратом. В формальном плане преобладало безусловное соблюдение ритуально-обрядового, текстологического, иконографического канона. Господствующей методологической установкой было формальное соответствие теории и идеологии духу и букве нормативных установлений, изложенных в канонической христианской литературе. С религией было связано неразрывным образом функционирование всех видов искусств.

За короткое время после принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Возникло множество культурных центров, развивались ремесла, иконопись, деревянное и каменное зодчество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: