Культура советского периода

Цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы русской культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция дала удивительно много мировой культуре и науке.

Культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Хотя до начала 30-х гг. существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива, что явилось полным отрицанием главного итога петербургского периода. Характерным для этого периода является социальный утопизм, мощный порыв к новым формам жизни во всех ее сферах, различные технические, литературные, художественные, архитектурные проекты.

Большевизм довел до логического конца сформировавшуюся в европейской мысли 18-19 вв. идею активного преобразования, переделки природы. Теоретические выкладки реализовывались на практике в послевоенном «великом сталинском преобразовании природы» (Главный Туркменский канал, канал Волга-Урал, план переброски части стока северных рек на юг).

В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этап. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утверждался один-единственный художественный метод – метод социалистического реализма. Новаторским порывам был положен конец. Сложилась национальная модель тоталитаризма. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек оказался тотально вовлеченным в общественные структуры, а невыделенность человека из массы – одна из основных черт архаического социального строя. Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику.

Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями, восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей.

Тем не менее, до середины 1980-х гг. развитие культуры в стране определялось интересами государства, преследовавшего одну цель - подчинить культурную жизнь общества господствующей идеологии. Развитие различных ветвей культуры направлялось из центра, существовала плановая организация культурной сферы общества, которая находилась под жестким контролем государства. Общество строилось по образу и подобию фабрики с крайней степенью централизации управления. Сфера культуры понималась как набор соответствующих учреждений, разбитых по направлениям деятельности: театральная сеть, библиотечная сеть, музейная сеть, клубная сеть... Иными словами, сфера культуры понималась как отрасль, по аналогии с промышленными отраслями. Фактически до 1985 г. отрицался подход к культуре как к единой целостной и в то же время сложной системе. Показателями культурного развития страны, области, города были «средние цифры» посещения лекций, кинотеатров, театров, библиотек, музеев и т.д., а не реальные изменения в социальной деятельности людей, их образе жизни.

Для социокультурных процессов 1980-х годов характерно то, что учреждения культуры и искусства утратили свою монополию на приобщение человека к лучшим ценностям культуры, эту роль им приходилось делить с личными библиотеками, телевидением и аудиовизуальной техникой; что культуротворческие и другие процессы активной деятельности населения в значительной мере протекали вне учреждений и организаций институционализированной системы культуры.

Конец 1980-х годов - это переориентация социальной и культурной политики на децентрализацию, на опережающее развитие горизонтальных общественных структур, на повышение самостоятельности отдельных социальных групп, трудовых коллективов и т.п. Государство отказалось от монополии на власть над умами и от единого централизованного управления сферой культуры.

Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача – преодолеть негативные последствия советского периода и выработать свой стратегический курс на будущее. Для этого есть определенные предпосылки. Самая положительная черта советского периода – достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Наша культура вполне может дать свой ответ на вызовы современного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: