Массовая культура

Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, сложившийся в период между двумя мировыми войнами.

В человеческом обществе существует динамическое соотношение культуры верхов и культуры плебса, культуры элитарной и демократической, культуры, творимой личностями, и культуры анонимного большинства. Традиционно соотношение этих сил таково: элита является персонализированным субъектом культуры, но выражает в артефактах основные качества народной ментальности и базирует свою деятельность на константах народной культуры.

В начале века – между 1914 и 1939 г.г. ситуация меняется: возникает новый культурный субъект – масса, принципиально деперсонализированный феномен.

Причины «вертикального вторжения масс»:

  1. Сомнение в идее прогресса, поразившие вначале элиту в индустриальном 19-м веке, а затем – после первой мировой войны – массу.
  2. Кризис культуры Нового времени, основанной на личностном, индивидуальном начале. Технологический век все более отчуждает человека от мира. Человек-титан, создающий культуру, становится жертвой им же созданных безличностных сил.
  3. Количественный рост «массы»: демографический рост; урбанизация культуры, скученность в городах. Возникает потребность в более интенсивном производстве городской культуры. Масса заполняет те области производства, которые раньше были привилегией квалифицированного «элитно» меньшинства: политику, искусство, образование, журналистику, литературу и т.д.
  4. Культура оказывается доступной всем. Разрыв между уровнем жизни аристократии и простонародья сокращается, образуется мощный социальный слой – средний класс. По уровню его жизни можно судить: благосостояние массы сегодня несравненно выше, чем 150-200 лет назад.
  5. Всеобщее образование.
  6. Увеличение досуга в результате новых технологий, освободивших труд и время человека. Отток освобожденной энергии в сферу развлечений, любительских занятий искусством, хобби, путешествий, общественной деятельности.
  7. Осуществление идей демократии и равноправия.
  8. Новые технологии, приводящие к тиражированию и репродуцированию как способам распространения культуры. Уничтожается ценность оригинала, ценность уникальности, личности.

ЭЛИТА (библ. Избранный).

Х.Ортега-иГассет:

«Несомненно, самым глубоким и радикальным делением человечества на группы было бы различение их по двум основным типам: на тех, кто строг и требователен к самому себе, берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, плывет по течению».

В ХХ веке свойство «жить без усилий и быть довольным собой» теряет частный психологический характер, становится определяющим свойством цивилизованного человека. Причем, социальная принадлежность человека роли не играет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: