Предисловие........................................................ 3
Глава 1. Предмет и методы культурологии............... 5
1.1.Структура и состав современного культурологического знания 5
1.2. Общая классификация подходов
в культурологии............................................................... 9
Глава 2. Культура как явление общества............. 15
2.1. Сущность культуры.................................................. 15
2.2. Структура культуры................................................. 20
2.3. Функции культуры....................................................... 24
Глава 3. Проблемы типологии культур.
Культура и цивилизация................................................. 28
3.1. Проблемы типологии культур................................. 28
3.2. Понятие «цивилизация».............................................. 37
3.3. Взаимоотношение понятий «культура»
и «цивилизация».............................................................. 40
Глава 4. Язык и символы культуры.......................... 49
4.1. Сущность языка культур........................................... 49
4.2. Культура как мир символов и значений.................... 53
Глава 5. Сущность динамики культуры................... 64
5.1. Историческая динамика культуры.......................... 64
|
|
5.2. Культурные процессы.............................................. 66
5.3. Культурная изменчивость............................................ 68
Глава 6. Культурология и история культуры....... 77
6.1. Проблемы истории культуры.................................. 77
6.2. Линейно-прогрессистский подход
в трактовке истории культуры....................................... 83
Глава 7. Культурная картина мира........................ 94
7.1.Преемственность как фактор развития 94
7.2.Культура во времени и пространстве 99
7.3.Взаимопроникновение и взиамообогащение
культур 108
Глава 8. Культура и личность. 114
8.1.Личность как субъект культуры 114
8.2.Сущность и содержание культуры
Личности 118
8.3.Культура поведения,
Труда и общения личности 121
Глава 9. Ценностные аспекты мировоззрения
Личности 129
9.1.Аксиологический подход к
Сущности мировоззрения 129
9.2.Ценностные ориентации 141
[1] Шеллинг В. Система трансцендентального идеализма // Соч.: в 2 т. Т. 1. — М., 1987. — С. 447.
[2] Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. Т. 42. — С. 122.
[3] Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989. — С.18.
[4] Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. — С. 19.
[5] Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 164
[6] Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990. — С. 11. Там же. С. 13.
[7] Шпенглер О. Закат Европы. - М.; Пг., 1923. - С. 20.
[8] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 53).
[9] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — С. 51.
[10] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 435-437.
[11] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 436.
[12] Там же.
[13] Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994. — С. 136.
|
|
[14] Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 397.
[14] Мечников И. Цивилизации и великие исторические реки. — М., 1995. — С. 355.
[16] Яковец Ю. В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. — М., 1994. — С. 18.
[17] Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск, 1995. — С. 37.
[18] Лавров П.Л. Исторические письма / под ред. Л.И.Новиковой. — М., 1993.- С. 58.
[19] Бромлей Ю. В. Цивилизация в системе общественных структур: Цивилизация. Вып. 2 / под ред. М. А. Барга. — М., 1993. — С. 235.
[20] Рерих Н. К. Культура и цивилизация. — М., 1994. — С. 108-109.
[21] Флоренский П. Небесные знамения / Иконостас: Избранные труды по искусству. — М., 1993. — С. 312.
[22] Гете И. Максимы и рефлексии. — СПб., 1898. — С. 24.
[23] Лотман Ю. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994. — С. 8-9.
[24] Левит С. Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология XX век: антология. — М.,1995. — С. 654-655.
[25] Иконникова С. Н. История культурологи. Идеи и судьбы. — СПб., 1996. — С. 11.
[26] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. — СПб., 1996. — С. 9.
[27] Гуревич А.Я.. Избранные труды. Т. 2 — М. — СПб., 1999. — С. 20.
[28] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1978. — С. 441-442.
[29] Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — направление в философии XIX — XX вв., считающее единственным источником истинного знания эмпирическую науку и отрицающее ценность таких видов познания, как философское, Религиозное и т. п.
[30] Географический детерминизм — направление в науке, в рамках которого влияние географической среды на общество, его культуру и социальное устройство считается определяющим
[31] Европоцентризм — установка общественной мысли на признании культурного доминирования Европы в истории мировой культуры и цивилизации. При таком подходе европейская культура рассматривается как эталон, высшая ступень в лестнице культур.
[32] Трубецкой Н. С. Европа и человечество. — София, 1921. — С. 65-69.
[33] Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1995. — С. 13.
[34] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994. — С. 75.
[35] Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 310.
[36] Синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е г. XX в. Эта наука исследует общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах различной природы: Физических, химических, биологических, технических, социальных и т. д. В сферу изучения попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
Каган М. С, Введение в историю мировой культуры. — СПб., 2003. — С. 278.
[37] Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. — СПб., 2003. — С. 281.
[38] Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 382.
[39] 1Гуревич А. И. Избранные труды. Т. 2. — М. — СПб., 1999. — С. 18.
[40] Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 8.
[41] Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1918. — С. 97.
[42] Там же.
[43] Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991. — С. 201.
[44] Бердяев Н. А. Сочинения. — М., 1956. — С. 93.
[45] Там же. С. 94.
[46] Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991. — С. 238.
[47] Артановспий С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. — Л., 1967. — С. 113.
[48] Зиммель Г. Социальная дифференциация. — М., 1909. — С. 87.
[49] Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. — М., 1995. — С. 275.
[50] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 218.
[51] Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии // Антология русской философии. — М., 1992. Т. 1. — С. 88-90.
[52] Федотов Г. Святые Древней Руси. — М-, 1992. — С. 365.
[53] Ницше Ф. Воля к власти. — М., 1995. — С. 135, 136.
[54] Лермонтов М. Ю. Маскарад // Избранное. — М., 1982. — С. 187.
[55] Ницше Ф. Воля к власти. — М., 1995. — С. 293.
|
|
[56] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С. 78.
[57] Киреевский И. В. Избранные статьи. — М., 1984. — С. 271.
[58] Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. — СПб., 1994. — С. 281, 287.
[59] Рубинштейн М. М. Жизнепонимание— центральная задача философии // Философия и мировоззрение. — М., 1990. — С. 68.
[60] Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993. — С. 17.
[61] Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. — М., 1974. — С. 19.
[62] Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. — Львов, 1986. — С. 74.
[63] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Философия и ее проблемы. — СПб., 1912. № 1. — С. 133.
[64] Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. — СПб., 1994. — С. 289.
[65] Рубинштейн М. М. Жизнепонимание — центральная задача философии // Философия и мировоззрение. — М., 1990. — С. 70.
[66] Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957. — С. 262.
[67] Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря // Судьба России. — М., 1990. — С. 228.
[68] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Философия и ее проблемы. — СПб., 1912. Ш 1. — С. 133.
[69] Симонов К. М. Солдатами не рождаются. — М., 1989. — С. 13.
[70] Сагатовский В. Я. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. — СПб.,
1994. — С. 21.
[71] Шестов Л. О втором измерении мышления (Борьба и умозрение) // соч.: в 2 т. Т. 1. — М., 1993. — С. 612.
[72] Там же. С. 613.
[73] Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — М. — С. 134.
[74] Витгенштейн Л. Культура и ценность // Философские работы. — М., 1994. — С 414.
[75] Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 162.
[76] Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — С. 249.
[77] Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 324.
[78] Ильин И. А. Основы христианской культуры // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — М., 1993. — С. 300.
[79] Ильин И. А. Путь духовного обновления // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — С. 40.
[80] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С, 79.
[81] Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — С. 277.
[82] Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — СПб., 1908.
[83] Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973. — С. 79.
[84] Шелер М. Философское мировоззрение // изб. произв. — М., 1994. — С. 3.
|
|
[85] Ильин И. А. Путь духовного обновления // собр. соч.: в 10 т. Т. 1. — М-, 1993. - С. 92-93.
[86] Достоевский Ф. М. Искания и размышления. — М., 1993. — С. 369.