Возникновение сознания. Структура сознания

Сознание – высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения. Носителем сознания является отдельный человек, обладающий особым органом – мозгом.

Сознание человека складывается на основе психики высших животных. Для формирования сознания необходимы определенные биологические (увеличение размеров мозга и его структурное усложнение) и социальные (общение, трудовая деятельность) предпосылки. Сознание возникает в деятельности и общении людей. Предполагается, что древние люди постепенно научились выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, т.е. производить простейшую сознательную операцию – обобщение. Результат обобщения закреплялся в определенном знаке и мог быть передан другим представителям первобытного сообщества. Очевидно, что процессы формирования сознания и языка происходили параллельно. Первоначально сознание древних людей было наглядно-действенным, внутренняя логика идеальных манипуляций с образами вещей отсутствовала, ее место занимала логика внешнего предметного действия. Качественное изменение характера труда, его усложнение и дифференциация привели к трансформации сознания первобытных людей. Постепенно логика внешних манипуляций с предметами сменилась идеальной логикой манипуляций с обобщенными образами этих вещей. Такое мышление называют наглядно-образным. Оно исторически предшествует абстрактно-логическому – способности оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями, которая считается высшей сознательной способностью человека.

Существуют различные описания структуры сознания и входящих в нее элементов. Они зависят от мировоззрения исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так, А.Г. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную, волевую.

Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и сенситивную. Рациональная познавательная способность – это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Сенситивная познавательная способность – это способность к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональных знаний. В познавательную сферу входят также внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и составляют содержание когнитивной сферы.

Эмоциональная сфера сознания – это сфера потребностей, интересов и целей. Элементами эмоциональной сферы являются: аффекты (ярость, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти разнопорядковые явления объединяются понятием «эмоции». Эмоция представляет собой отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или, напротив, снижая его эффективность.

Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве со способностью достигать цели.

Главный элемент этой сферы – воля, т.е. способность человека к достижению своих целей.

Один из самых известных психологов и философов XX в. К.Г. Юнг предлагает иную концепцию структуры сознания. Главной функцией сознания (и бессознательного) он считает адаптацию, что помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром.

К.Г. Юнг выделяет четыре психические функции, которые проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровне:

– мышление – способность интеллектуального познания и формирования логических заключений;

– чувство – способность субъективной оценки;

– ощущение – способность восприятия с помощью органов чувств;

– интуиция – способность восприятия с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний.

Для полной ориентации и адаптации человеку необходимы все четыре функции: мышление осуществляет познание и выносит рациональное суждение, чувство говорит о том, в какой степени та или иная вещь является важной или неважной для человека, ощущение передает сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет угадывать скрытые возможности.

Как правило, одна из функций играет ведущую роль, является полностью сознательной и подконтрольной воле, другие существуют на периферии, будучи полностью или частично бессознательными. Ведущую психическую функцию К.Г. Юнг называет доминирующей. В зависимости от доминирующей функции выделяются ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы личностей.

Каждый из психологических типов есть односторонность. Так, например, ощущающий тип на сознательном уровне ограничивает себя восприятием наличной ситуации, без размышлений по поводу ее дальнейшего развития или оценки. Мыслительный тип не способен адаптироваться к обстоятельствам, которые он не понимает интеллектуально. Чувствующий тип ориентируется исключительно собственным чувством приятного-неприятного. Интуитивный тип не обеспокоен ни идеями, ни эмоциональными реакциями, ни реальностью предметов, он целиком находится во власти возможностей, которые, кстати, не может проинтерпретировать рационально. При этом каждый из психологических типов знает о наличии у него других способностей, но отвергает их ценность и необходимость. Поэтому проявление периферийных психических функций неуправляемо и осуществляется спонтанно.

Психологическая односторонность сознания могла бы приводить к утрате адаптационного равновесия, если бы не компенсировалась бессознательной контрапозицией. Понятие психологической контрапозиции К.Г. Юнг вводит следующим образом. Чувствующий и мыслительный типы являются рациональными, так как личности этих типов осуществляют суждение для ориентации и адаптации к реальности; ощущающий и интуитивный типы – иррациональными, т.е. не осуществляющими рационального суждения и оценки. Соответственно, контрапозиционной психической функцией, компенсирующей сознательную односторонность, является для рациональной функции другая рациональная функция, для иррациональной – иррациональная. Контрапозицией для мышления выступает чувство, для ощущения – интуиция.

Кроме четырех психических функций К.Г. Юнг выделяет две фундаментальные установки сознания: экстравертную – направленность во вне, на объективную реальность, интровертную – направленность во внутрь, на субъективную реальность. У каждого человека проявляются обе установки, но одна из них доминирует. Если сознательная установка интровертна, то бессознательная – экстравертна, и наоборот. Понятие гармоничной, целостной личности в концепции К.Г. Юнга предполагает единство ее сознательных и бессознательных проявлений, что позволяет объяснить многообразие существующих между людьми личностных и психологических различий.

Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX в. 3. Фрейдом, однако представления о неосознаваемой психике существовали еще в античной философии. Отличие теоретической позиции З. Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что он утверждает первичность бессознательного по отношению к сознанию и последовательно критикует позицию, представляющую бессознательное как низшую форму психической активности, которая преодолевается с возникновением сознания.

Бессознательное – вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному волевому контролю. Сознательные содержания могут забываться, подавляться или вытесняться в бессознательное. Забывается любое психическое содержание, вытесняются тягостные воспоминания, а подавляются психические содержания и функции, которые квалифицируются обществом или самим человеком как негативные. Граница между сознательным и бессознательным размыта, и чтобы ее обозначить З. Фрейд вводит понятие подсознания. Подсознание – это те бессознательные психические явления, которые связаны с переходом на уровень сознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, оговорок, описок, ошибочных действий и т.п.

По мнению З. Фрейда, бессознательное имеет биологическую природу. Его главная функция – охранительная. Бессознательное уменьшает нагрузку на сознание со стороны негативных и тягостных переживаний, его содержание носит сексуальный характер. Бессознательное структурировано в виде комплексов. Комплекс – устойчивая психическая структура, которая складывается вокруг определенного переживания. Комплексы формируются под влиянием различных личных факторов и обстоятельств жизни, затем вытесняются в бессознательное и могут стать причиной психических заболеваний. З. Фрейд считал, что способом выявления и разрушения комплекса является методика свободных ассоциаций и толкования сновидений. Психоаналитическая методика направлена на выявление комплекса, доведение его до уровня сознания и тем самым на облегчение страданий человека.

З. Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены как сознательная, так и бессознательная сферы. Структура субъективной реальности выглядит следующим образом:

«Оно» или «Id» – глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения;

«Я» или «Ego» – сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром; в сознательной сфере действует принцип реальности;

«Сверх-Я» или «Super-Ego» – установки общества и культуры, моральная цензура, совесть.

«Сверх-Я» выполняет репрессивные функции. Инструментом репрессии выступает «Я». «Я» в качестве посредника между внешним миром и «Оно» стремится сделать «Оно» приемлемым для мира или привести мир в соответствии с желаниями «Оно». Под внешним миром понимается культура, которая состоит из требований «Сверх-Я», т.е. норм и установлений, чаще противоречащих желаниям «Оно», чем соответствующих им. Для иллюстрации взаимоотношений «Я» и «Оно» З. Фрейд вводит образы всадника и лошади. «Я» – это всадник, управляющий лошадью «Оно». В нормальной ситуации «Я» властвует над «Оно», превращает волю «Оно» в собственное действие. Невроз возникает, когда противоречия между стремлениями «Оно» и установками «Сверх-Я» становятся непреодолимыми и «Оно» вырывается из-под контроля «Я».

По мнению З. Фрейда, все люди невротичны, поскольку живут в культуре, которая подавляет фундаментальные биологические влечения: агрессивность, деструктивность, сексуальность и т.п. В душе каждого современного человека существует конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», выходом из которого является установление разумного компромисса между ними. Инструментом его достижения выступает «Я». Содержание «Оно» должно постепенно осознаваться и превращаться в содержание «Я». Чем более осознана внутренняя жизнь личности, тем менее эта личность невротична.

В своих поздних работах З. Фрейд предпочитает заменить понятие «сексуальное влечение» как основную характеристику бессознательного на более широкое понятие «либидо», под которым понимается не только сексуальность, но и вся сфера любви – родительские, дружеские, патриотические и т.п. чувства. По мнению З. Фрейда, «эрос» и «танатос» – два противоположных, но совершенно равноправных влечения, которые руководят и управляют человеком на протяжении всей жизни, причем в ком-то более силен инстинкт жизни, в ком-то – инстинкт смерти.

Согласно К.Г. Юнгу бессознательное существует в личной и коллективной формах. Личное бессознательное – это все психологические приобретения личного существования, продуманное и прочувствованное, а затем забытое, вытесненное или подавленное, это личный багаж человека, формирующийся в процессе жизни. Коллективное бессознательное имеет надличностную форму, никогда не было предметом сознательного восприятия или чувствования и возникает из наследственной возможности психического функционирования, наследственной структуры человеческого мозга. Оно проявляется в виде стабильных мифологических мотивов, сюжетов и образов, возникающих везде и всюду независимо от исторической эпохи или культурной традиции.

Личное бессознательное структурировано в виде комплексов, коллективное - архетипами. Архетипы – это универсальные структуры человеческой психики, которые имеют формальный характер. Формальность означает, что архетип доступен изучению не сам по себе, а только в связи с каким-либо конкретным содержанием, обусловленным эпохой и культурой. Архетипы лежат в основе культурной символики, задают содержание мифов и верований, опосредованным образом определяют характер философских учений и т.п. Таким образом, с помощью понятия «архетип» К.Г. Юнг утверждает идею психического единства человечества.

Особое внимание К.Г. Юнг обращает на следующие архетипы: «Ego», «персона», «внутренняя личность» или «душа», «тень», «самость».

«Ego», или «Я», – это комплекс идей и представлений, составляющих центр сознания, обладающий непрерывностью и идентичностью с самим собой, осознанные психические элементы.

«Персона» или «внешняя личность»– комплекс психических функций для удобства и приспособления к внешнему, социальному миру. Этот комплекс проявлений личности, так же как и «Я», ошибочно может отождествляться с субъективностью вообще. «Персона» формируется на основе тех психологических приемов и установок, которые вырабатываются у человека при взаимодействиях в социуме. Содержание «персоны» представлено совокупностью устоявшихся социальных ролей, которые личность играет, стремясь действовать в соответствии с ожиданиями других людей.

Архетип «внутренней личности», или «души», – это психологическая установка человека по отношению к собственному внутреннему миру. «Душа» дополняет «персону» и по своим свойствам противоположна ей.

Архетип «тени» фокусирует в себе все те психологические черты и переживания, которые оцениваются как негативные: агрессивность, разрушительность и т.п. Чем менее человек осознает наличие в себе такого негативного психического содержания, тем сильнее и разрушительнее может быть проявление «тени».

Архетип «самости» или «целостности» выражает единство личности, всех ее сознательных и бессознательных проявлений. «Самость» наиболее таинственный архетип, в культуре он проявляется в виде образов идеальной, божественной личности; «самость» – центральный архетип, цель саморазвития человека. По мнению К.Г. Юнга, смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свои внутренние силы и способности, двигаться к личностной полноте, т.е. наполнять конкретным содержанием архетип самости.

Концепция К.Г. Юнга получила широкое распространение в философии и психологии второй половины XX в. и позволила прояснить некоторые существенные особенности современной культуры.

Возникновение и развитие сознания связано с возникновением и развитием языка. Язык – это система знаков, позволяющая осуществлять коммуникацию, хранить и транслировать информацию.

Язык возникает в процессе общения и совместной деятельности людей как основное средство коммуникации. Основой для возникновения человеческого языка и речи является коммуникативная деятельность животных: жестовая, обонятельная, зрительная, звуковая. Предполагается, что у предшественников человека австралопитеков ведущее место занимала зрительная и жестовая коммуникация. Однако жестовый язык имел ряд ограничений. Во-первых, язык жестов нельзя применять в темное время суток или в условиях ограниченной видимости; во-вторых, жестовая коммуникация реализуется с помощью рук и невозможна, если руки заняты. В-третьих, жест трудно разделить на составные части и с его помощью невозможно выразить сложные и разнообразные переживания. Поэтому жестовая и зрительная коммуникация была вытеснена звуковой.

Звуковая коммуникация способствовала становлению наглядно-образного мышления, так как материальными носителями информации выступали звуки. Звуковая коммуникация существовала уже у австралопитеков, а членораздельная речь возникла у человека прямостоящего. У неандертальцев произошли анатомо-морфологические изменения гортани, которые позволили им производить сложные звуки и использовать для коммуникации не только отдельные слова, но и сложные высказывания, что свидетельствует о расширении лексики и формировании простейшей грамматики. Становление языка и речи завершилось в верхнем палеолите 30-10 тыс. лет назад, когда у древних людей сформировалась способность к наглядно-образному мышлению.

Язык – это любая знаковая система, позволяющая осуществлять коммуникацию: система жестов, образов, слов и т.п. Знак – предмет, выступающий заместителем и представителем другого предмета, процесса или явления. Речь – это особый тип языка, связанный с особым типом знаков. Знаками в речи выступают слова. Общение с помощью слов представляет собой специфически человеческий вид деятельности.

Выделяют две основные функции языка: референтативную (обозначающую) и коммуникативную. Обозначающая функция заключается в том, что знаки языка выступают заместителями других объектов: предметов, явлений, событий, мыслей и т.п. Коммуникативная функция выражается в том, что язык используется как инструмент взаимодействия и общения.

Важной особенностью словесного языка является то, что он одновременно представляет собой некоторую деятельность (процесс), и в то же время в качестве системы знаков уже есть результат определенной деятельности. Другая особенность словесного языка состоит в его тесной связи с мышлением. Наиболее адекватное выражение мысль получает именно в словесном языке, тогда как эмоции и ощущения могут быть выражены в образе, жесте, мимике, музыкальном звуке и т.п. Мысль всегда связана со словом.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: