Колб (1984) заметил, что разные люди отдают явное предпочтение разному поведению — практическим действиям либо теоретизированию. Тогда он предположил, что большую часть времени мы обучаемся одним из четырех способов:
1. конкретный опыт (Concrete Experience);
2. рефлексивное наблюдение (Reflection);
3. абстрактное моделирование (Abstract Conceptualisation);
4. активное экспериментирование (Active Experimentation).
Английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд (P. Honey, A. Mumford) описали различные стили обучения, а также разработали тест для выявления предпочитаемого стиля обучения (Honey Mumford Preferred Learning Style Test).
Выделили следующие четыре стиля обучения:
o «активисты» — самостоятельные пробы и ошибки: активно делать новое и новое,
o «мыслители» — придумать своё перед выполнением: размеренный отстраненный анализ множества информации,
o «теоретики» — логически структурировать происходящее: создание последовательности целей и алгоритмов,
o «прагматики» — пробовать новые идеи для решения реальных задач: быстрая практическая польза.
Активист участник жизни и задачи решает наскоком. Мыслитель склонен заново анализировать увиденное, испытанное и пройденное — придумывать новые идеи. Теоретик шаг за шага приближается к решению задачи. Прагматику не нужна теория, ему нужно только подходящее для текущей задачи решение.