Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

― ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

― донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

― паранаучное — как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара ― от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

― антинаучное — как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;

― псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

16. Специфика социального познания

Социальное познание отличается рядом особенностей, связанных и со спецификой объектов познания, и со своеобразием позиции самого исследователя.

Особенность познания социальных явлений:

― самый сложный объект изучения, т.к. люди «своевольны»

― исследуются не только материальные, но и духовные отношения;

― общественные объект и субъект познания.

― используются общенаучные методы, но с учетом специфики.

― понятие истины расширено.

В гносеологии под истиной понимают соотношение знаний и реального положения вещей ― это классический подход.

В социальном познании истина может быть: абсолютной, относительной, объективной, конкретной. Подходы к определению истины:

1) классический ― корреспондирующая (соответствие между знанием и реальностью ― от Аристотеля) ― естественные науки;

2) прагматическая ― истинно то знание, которое приносит пользу (Ч.Пирс в США 19 в.) ― специалисты по ИТ, экономисты;

3) конвенциональная (соглашение) истинно то, что ученые договорились считать истиной.

4) концепция когерентности ― взаимосогласованность знаний (и+и=и) ― логика, математика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: