Выделяют следующие формы вненаучного знания:
― ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
― донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
― паранаучное — как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара ― от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
― антинаучное — как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
― псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
|
|
Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.
16. Специфика социального познания
Социальное познание отличается рядом особенностей, связанных и со спецификой объектов познания, и со своеобразием позиции самого исследователя.
Особенность познания социальных явлений:
― самый сложный объект изучения, т.к. люди «своевольны»
― исследуются не только материальные, но и духовные отношения;
― общественные объект и субъект познания.
― используются общенаучные методы, но с учетом специфики.
― понятие истины расширено.
В гносеологии под истиной понимают соотношение знаний и реального положения вещей ― это классический подход.
В социальном познании истина может быть: абсолютной, относительной, объективной, конкретной. Подходы к определению истины:
1) классический ― корреспондирующая (соответствие между знанием и реальностью ― от Аристотеля) ― естественные науки;
2) прагматическая ― истинно то знание, которое приносит пользу (Ч.Пирс в США 19 в.) ― специалисты по ИТ, экономисты;
3) конвенциональная (соглашение) истинно то, что ученые договорились считать истиной.
4) концепция когерентности ― взаимосогласованность знаний (и+и=и) ― логика, математика.