Гуманистичное образование

...цель, которую должны были бы преследовать наши школы и учителя, состоит в открытии призвания, судьбы каждого. [...] В наших школах, однако, многие профконсультанты не имеют представления о важнейших целях человеческого существования или хотя бы о том, что необходимо для счастья. Все, что учитывает такой консультант, – это потребность общества в авиационных инженерах или зубных врачах.

В чем был гениальный тезис Маслоу — «техники и знания устаревают. Образование должно образовывать личность, человека-импровизатора. Который сам озаботится своим внутренним научением, сам будет познавать необходимое ему, сам будет искать ответы-идеи на поставленные проблемы. Мы просто учим его чувствовать насколько ж это прекрасно это делать.» Его заботило то, насколько из ребенка будет развиваться личность с высокой степенью человечности.

...люди, не нуждающиеся в неподвижном и устойчивом, «замороженном» мире, в том, чтобы жить так, как жили их отцы. Такие люди будут уверенно смотреть в завтрашний день, даже не зная, что произойдет, но рассчитывая на свою способность импровизировать в ситуации, никогда ранее не возникавшей. Я обращаю внимание главным образом на способность к импровизации и вдохновению, а не на творчество в смысле получения завершенных произведений искусства.

Обычное образование отдаляет от себя, дает набор инструментов спрятаться за заученными правильными ответами из прошлого от личной уникальности, креативности, величия и своего будущего. (Раньше религиозная, а сейчас гос.обычная) дет.сад+школа система нормирует — она уравнивает по запретам и тем самым убивает умение вызывать у себя поток (то что бесподобно умеют дети = игратьсяпропадает). Текущий общественный устрой не то что не помогает, а даже мешает психологическому росту человека — фокус смещен на материальный и технологический рост.

...существующая школьная система – чрезвычайно эффективный инструмент, позволяющий разрушать пиковые переживания и не допускать их возникновения.

...причинно-следственный способ мышления, который работает достаточно хорошо применительно к неживому миру, и которым мы научились более или менее успешно пользоваться для решения человеческих проблем, ныне мертв в качестве общей философии науки. Его не следует более использовать, поскольку он приучает нас к ситуативно-конкретному мышлению. (вместо системного, — прим. Дан)

Понял, что куда полезнее образование с помощью искусства. Возможность человеку приобщится к наивышм достижениям прошлых культур и почувствовать высокие переживания от них. Ключевой вопрос такого образования — «как передавать другим людям пиковое переживание одного человека, его восхищение чем либо, его потоковость?».

В принципе, каждый может достичь самоактуализации. Если кому-то это не удается, то лишь потому, что произошло что-то, блокировавшее процесс.

Очень важным моментом здесь есть то, что хорошие условия отнюдь не обязательно сделают всех людей растущими самоактуализирующимися личностями.

Цель гуманистичесого образования — привести человека к его самобытности, к поиску лучших форм выражение себя, креативности. Творческий человек – это особый тип человека, а не обычный человек, приобретший новые дополнительные возможности, некое новое умение вроде умения кататься на коньках, овладевший чем-то, что осталось внешним по отношению к его базовой природе. Маслоу приводит в пример даоское образование:

Прежде всего отмечу, что в противовес нынешней модели учителя вещающего, формирующего, подкрепляющего и командующего, даосский учитель больше воспринимает, чем воздействует. Мне рассказывали, как происходит обучение в мире бокса. Парень, чувствующий себя уверенно и желающий стать боксером-профессионалом, идет в спортивный зал, выбирает тренера и говорит: «Я хочу стать профессионалом, хочу быть в твоей команде. Научи меня». Хороший тренер поручает одному из своих профессионалов: «Возьми парня на ринг посмотри, что он может. Пусть покажет лучшее, на что способен». Если окажется, что новичок подает надежды, что он «прирожденный боксер», то тренер берет парня к себе, принимает его стиль как данность и строит остальное на этой основе. Если боксера, скажем, зовут Джо Доукс, он становится лучшим Джо Доуксом. Тренер не начинает работу со слов: «Забудь все, чему ты научился и делай это по-новому» (что означало бы: «Забудь, какое у тебя тело» или «Забудь, что у тебя хорошо получалось»). Тренер, приняв новичка, на фундаменте его собственных талантов выстраивает из него лучшего боксера «типа Джо Доукса», каким он только может стать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: