В объективном смысле ius обозначает в первую очередь mores в противоположность lex. С определением civile (гражданское), ius охватывает как mores, так и leges, а впоследствии – еще и senatus consulta и constitutions principum в противоположность ius honorarium и ius gentium. Наконец, употребленный во множественном числе (iura), термин ius означал нормы, содержащиеся в сочинениях юристов.
Что касается субъективного значения, достаточно будет вспомнить знаменитое определение узуфрукта- это право пользоваться чужой вещью и извлекать из нее плоды, сохраняя саму вещь неизмененной., или разные выражения, указывающие на права, которыми пользуется обладатель сервитута прохода (ius eundi, ius agenda – право прохода, право прогона скота).
Термин «ius» используется также во многих других значениях, вошедших в употребление в разные периоды, среди которых можно считать особенно важными следующие:
а) ритуал, торжественная форма, кот. необходимо соблюдать (в этом смысле Гаем ius определяются конфарреация, confarreatio, и манципация, mancipacio);
б) субъективное состояние имущественного положения, как в выражениях «sui iuris» («самовластный»), «alienti iuris» («подчиненный чужой власти»);
|
|
в) совокупное юридическое имущественное состояние субъекта (как в выражении «succession in ius», «преемство в праве») или вещи («ius fundi», «право земельного участка», явл. характеристикой юрид. положения земельного участка);
г) место, где в присутствии магистрата разворачивается первый этап частного процесса, в этом смысле термин употребляется в выражениях in iure cession, interrogation in iure, confessio in iure (уступка, опрос, признание в присутствии магистрата) и т.д..
Основные признаки и принципы римского права. Роль aequitas и bona fides в римском праве.
Признаки римского права.
Римское право оказалось в сверх высокой степени развития. В России была концепция римского права в кон. 19 в..
Римское право оказывается абстрактным (противоположным).
В силу этой абстрактности право становится универсальным.
Затем, как следствие, появляется системность (упорядоченная совокупность).
Римское право было практичным, не было деления на теорию и практику. Труды юристов использовались по существу.
Рим. Пр. было неразрывно связано с моралью и нравственностью. Право- есть искусство, или наука, или ремесло добра и равенства (справедливости). «Ius est ars boni et aequitas».