Res corporales (вещи материальные) и incorporates (нематериальные)

Наиважнейшим для понимания воззрений римлян на сферу вещей, res, оказывается представление, которое они имели относительно имущества, «patrimonium» - совокупность элементов (bona, добро), дающих частному субъекту экономически выгоды.

Согласно Гаю, patrimonium образуется из res corporales и res incorporates. Первые представляют собой материальные вещи (которых можно коснуться) — такие, как земельный участок, раб, золото, серебро и бесчисленные иные вещи, вторые представляют собой субъективные юридические ситуации такие, как право узуфрукта, сервитута, требование по обязательству т.д.

Различие, сформулированное в такой форме, не производит впечатление полной четкости: строго говоря, следовало бы, с одной стороны, противопоставить все материальные вещи, а с другой — собрать вместе все права и при этом прежде всего включить в res incorporal имущественное право в наиболее общем значении, т. е. право собственности. Между тем, согласно представлениям Гая, такое право отождествляется со своим объектом (который является res corporalis) и потому самостоятельного значения не имеет. Поэтому в качестве incorporates рассматриваются исключительно имущественные права, отличные от права собственности (вещные права на чужую вещь, обязательства).

Тем не менее предложенное Гаем различение нельзя упускать и виду, поскольку, лишь отталкиваясь от него, к примеру, удается понять тот факт, что res corporales могут быть приобретены в patrimonii также и посредством физических действий — таких, как traditio (передача) и occupatio (завладение), в то время как res incorporales (посколь­ку они представляют собой явления, которые заключаются в праве;quae iure consistunt, Gai. Inst. 2.14), как правило, могут входить в patrimonium лишь посредством специальных юридических действий или актов (mancipatio, in iure cessio, contractus, delictum, successio).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: