Тема 5. Массовая и элитарная культура

Теория и практика «чистого искусства», абсолютизация личности творца как источник противопоставления массовой и элитарной культуры.

Народная культура. Структура народной культуры: народное искусство, народная медицина, народная педагогика, промыслы, игры, обряды. праздники, кухня. Фольклорная культура: народные предания, сказки, эпос, народные песни, танцы и др. Популярная культура – современный быт, нравы, обычаи, песни и т.п. народа.

Предпосылки появления массовой культуры: формирование городской культуры, массовое производство, распространение грамотности, изобретение печатного станка, кинематографа, возникновение популярной музыки. Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс». Массовое общество, массовое потребление. Масса как специфическая форма общности людей, которой свойственна агрессивность, деструктивность, примитивность стремлений, спонтанность. Массовый человек как усредненный носитель массового сознания. Признаки массовой культуры: серийный характер продукции, примитивизация жизни, развлекательность, ориентация на максимально широкую аудиторию, культ сильной личности, успеха.

Определение элиты в социологических и культурологических теориях. Ф Петрарка «О подлинном благородстве» не по рождению, а по интеллекту, личным заслугам. Социологическое характеристика элиты Р. Михельс и Г. Мосха как высокой степени активности, продуктивности. Философско-культурологическое понимание элиты как части общества, наиболее способной к духовной деятельности. «Люди гения» и «люди пользы» А. Шопенгауэра. Способность понимания искусства как критерий элитарности в концепции Х. Ортега-и-Гассет.

Социологическое и нравственное понимание интеллигенции. Интеллигенция как слой людей, профессионально занимающийся умственным, творческим трудом. Возникновение названия (П. Д. Боборыкин 60-е гг ХIХ в.). Оппозиция к власти и вина перед народом. Служение своему народу как высшая цель русской интеллигенции. Идея жертвы через подвижничество – борьба с невежеством, развитие культуры, просвещения. «Хождение в народ» (Н. Некрасов, «Могучая кучка»). Двойная политика по отношению к интеллигенции в советский период.

Интеллигенция и интеллектуалы. Специфика понимания интеллигенции на Западе (понимание свободы через закон и верность традиции). Современное понимание интеллигенции как образованного слоя общества, занимающегося интеллектуальным трудом за плату. Роль интеллигенции в современном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: