Методические рекомендации преподавателю по организации обучения по дисциплине

Преподавание культурологии реализует цели ВПО в области обучения и воспитания личности, дает разностороннюю возможность для развития у студентов:

1. общенаучных компетенций – логического мышления,

2. инструментальных компетенций –умений решать проблемы, возникающие:

· в познании и объяснении действительности,

· во взаимоотношении людей,

· при рефлексии собственных жизненных проблем,

· при выборе стиля и образа жизни,

· разрешении конфликтов,

3. социально-личностных и общекультурных компетенций – социально-личностных качеств:

· целеустремленности,

· организованности,

· трудолюбия,

· ответственности,

· гражданственности,

· коммуникативности,

· толерантности,

· повышения общей культуры.

Изучение культуры предполагает применение в различных комбинациях конкретно-образного, обобщенно-образного, теоретического и действенного мышления, т.е. используются теоретическое, образное обобщение и самостоятельное применение всей системы знаний и понятий.

Продуктивно использовать образную наглядность: репродукции картин, слайды, схемы иллюстрации. С помощью этих средств делаются сравнения, устанавливаются различия, производятся обобщения.

Например, сравнить представление о красоте в разные эпохи. Используется анализ и синтез в их единстве.

Необходимо обратить внимание на способность студентов выделить общие и существенные признаки и дать точное определение, часто студенты ограничиваются только указанием рода, не называя видовых отличий.

Использование графической, условной наглядности – схем, планов, таблиц вырабатывает понимание закономерностей культурного процесса, роли творческих личностей. Для запоминания последовательности событий полезно давать задания студентам на составление хронологических таблиц наиболее важных событий. Это развивает умение выделять главное, существенное.

Метод сравнения широко используется для сопоставления культурных фактов и явлений. Студентам предлагаются вопросы проблемного характера – познавательные поисковые задачи. Работа на занятии строится с опорой на самостоятельные высказывания студентов по этим вопросам.

Чем мотивируется деятельность изобретателя в социальном плане?

Чем отличается народная и массовая культура?

Что лежит в основе конфликта западной и восточной культур?

Как нашло отражение в общественной мысли отношение к развитию науки и техники?

Какова идея глобализации?

Вопросы проблемно-проверочного характера ставятся для выяснения особенностей мышления. Необходимо обратить внимание на сопоставительном анализе, на обобщении.

Что такое культурный тип? Показать на конкретном примере.

Что Вы узнали о русской культуре, прочитав отрывок из работы Н. Бердяева «Антиномии русской культуры»?

Каковы основные особенности культур Севера и Юга? В чем Вы видите сходство и различие? Покажите на конкретном примере.

К темам, посвященным современной культуре можно применить более сложные вопросы. Прежде всего вопросы на установление причинно-следственных связей. Следует обратить внимание на распространенную ошибку смешения повода и причины события.

Почему каждое новое поколение вступает в конфликт с предшествующим?

Какие события, идеи предшествуют появлению модернизма и как они влияют на него?

Сопоставьте понимание человека, организационную модель культуры М.Фуко и У. Эко.

Сопоставьте на конкретных художественных примерах симулякры-подделки эпохи Возрождения и симулякры-продукции индустриальной эпохи Ж. Бодрийяра.

Как и в каких оценках оценивается в современной культуре отношения человека и природы.

В чем заключается опасность разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами?

В чем состоит противоречивость процесса развития плюрализма и унификации в современной культуре?

В соответствии с требованиями ФГОС занятия проводятся с использованием интерактивных форм обучения:

  • лекций-презентаций,
  • практических групповых и индивидуальных упражнений,

Для активации самостоятельной познавательной и инновационной деятельности студентов используются индивидуальные задания:

· составление презентаций по изучаемой теме.

· составление сравнительных таблиц, структурных схем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: