В завершении темы необходимо применить полученные знания непосредственно в культурологии.
Задание: ознакомьтесь с приведенными ниже высказываниями и определите: к какой области знания (конечных сфер значения) эти определения можно отнести; укажите 1 признак, по которому вы это определили.
1. Культура - это умение вести себя в приличном обществе. Люди, незнакомые с приличиями - некультурны, они ведут себя как звери.
2. Культура - это тонкая корочка нашей души, под которой скрываются ужасающие бездны животного начала.
3. Культура - это то, что отделяет человека от животного.
4. Культура - это механизм подавления обществом биологических
инстинктов.
Таблица для ответов:
№ высказывания | Область знания (впишите) | Признаки (укажите в краткой форме) |
По 0,5 балла | По 1 баллу |
Блок 3. Итоги ответов.
мах. кол-во баллов | Номер упражнения | Сумма | ||||
6 | ||||||
Итого: | Зачет –18 баллов, хор.- 25-30 баллов, отл.– 31-35 баллов |
Семинар 3. Методологический уровень культурологии. Парадигма «высокой культуры» и парадигма «культура как образ жизни».
Изучаемые проблемы: в чем причины появления этих двух парадигм, и как они проявляются в науке и повседневном сознании.
Блок 1. Домашнее задание:
1. Изучить литературу:
1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999. /Лекция № 2.
1.2. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
1.3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. Логос. 2000. / Глава 1.
1.4. Щепаньский. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс. 1969. (Глава «Социальные институты»)
1.5. 10 лекций по культурологии. Хрестоматия. Составители:
О.Л. Лейбович, А.Н. Кабацков, А.С. Кимерлинг, О.В. Лысенко. – Пермь, ЗУУНЦ, 2001-2002.
2. Найти и записать в тетради определение понятий:
парадигма, методология, понятие, унификация, социальный или социокультурный институт, ядро института, ценность, норма, символ.
Блок 2. Упражнения.