Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Семейное право – одна из отраслей российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи – супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновлёнными), а в определённых законом случаях и пределах – между другими родственниками и иными лицами.

В связи с этим наука о семейном праве изучает совокупность теорий, взглядов, воззрений на правовую природу и особенности семейных правоотношений, а также правоотношений, вытекающих из кровного родства, принятия детей на воспитание в семью. Структура семейного законодательства включает Семейный кодекс РФ и другие законодательные акты, которыми определяются начала семейного законодательства, сфера регулируемых семейным законодательством отношений, положения, касающиеся осуществления и защиты семейных прав, важнейшие вопросы брака и семьи. С принятием в 1995 г. Семейного кодекса РФ в правовом регулировании семейных отношений наступил решительный поворот. Нормативная база механизма правового регулирования семейно-брачных отношений была приведена в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами и, прежде всего, с Гражданским кодексом РФ. Содержание Семейного кодекса РФ, сохраняющего в целом историческую преемственность в регулировании брачно-семейных отношений с законодательством бывшего СССР, было обогащено новыми юридическими конструкциями и положениями Конвенции ООН о правах ребёнка и других международно-правовых актов, ратифицированных РФ. В Семейный кодекс включены новые для российского законодательства институты и нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье, приёмная семья и др. Закреплены положения, выработанные судебной и прокурорской практикой, практикой органов опёки и попечительства, органов ЗАГС. Получил отражение положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах.

В основе учебной дисциплины «Семейное право» лежат положения Конституции РФ и Семейного кодекса РФ с учётом внесённых в него изменений и дополнений, а также принятых в его развитие нормативных актов. В частности в учебном курсе рассматриваются и положения нового Жилищного кодекса РФ по регулированию жилищных прав членов семьи, в том числе бывших членов семьи, вопросы освобождения от налогообложения при дарении и наследовании имущества членами семьи и близкими родственниками, интеллектуальных прав супругов на результаты интеллектуальной деятельности и др. В нём раскрываются суть и содержание семейного правового регулирования, рассматриваются все основные вопросы курса семейного права: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми), между другими родственниками и иными лицами, а также формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа курса, представленная в рабочей программе, сопровождается подробным списком нормативных правовых актов и указателем рекомендованной и дополнительной литературы по изучаемым темам, что поможет глубже разобраться в логической структуре курса, определить последовательность освоения дисциплины, сэкономить время при поиске необходимых справочных материалов. При подготовке к занятиям студенты должны ориентироваться на изучение всех материалов темы, анализ законодательства по семейным правоотношениям, изучить термины, использующиеся в специальной литературе, и ответить на все контрольные вопросы по теме занятия. Студентам необходимо обратить внимание на самостоятельное изучение всех нормативных актов, т.к. правовая основа вопросов семьи, брака, усыновления и т.п. неоднозначна, охватывает различные сферы законодательства, разнообразные по юридической силе нормативно-правовые акты, состоит более чем из пятидесяти источников.

Изучение дисциплины «Семейное право» представляет для студентов определенные трудности. Они связаны с тем, что в этом курсе приходится сталкиваться как с понятиями общей теории права, так и с положениями гражданского, административного, уголовного и других видов права. Другая сложность состоит в том, что новые явления в государственном устройстве отразились на структуре источников курса, в их состав сегодня входят не только нормативные акты федерального уровня, но также и подзаконные нормативные акты различных министерств, федеральных служб и агентств которые тоже курируют вопросы семьи, брака, детей.

Успешное освоение курса «Семейное право» предполагает проведение со студентами различных видов учебных занятий: лекций, семинарских и практических занятий, коллоквиумов, а также самостоятельную работу студентов. Сочетание указанных видов обучения, их взаимосвязь и взаимопроникновение позволит учащимся более глубоко и всесторонне изучить учебную дисциплину. Вместе с тем каждый из этих видов обучения имеет собственные задачи и особенности, обусловленные спецификой форм и целей обучения. Учебные лекции по курсу призваны дать студентам основные положения по вопросам отдельных тем, определить нормативные акты, учебную и специальную дополнительную литературу, относящиеся к изучаемой теме, заложить базу для углубленного её освоения на семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

При очной форме обучения лекции по программе курса читаются практически по всем темам. Они призваны ознакомить студентов с содержанием предмета изучаемого курса, формами его освоения, промежуточной и итоговой аттестацией, а также облегчить им усвоение важнейших методологических и теоретических положений дисциплины и оказать методическую помощь в самостоятельной работе по изучению курса. По общему правилу материал в лекциях по указанному курсу освещается отдельными блоками, объединяющими отдельные темы. При этом раскрываются наиболее важные и сложные вопросы. Наряду с раскрытием содержания того или иного блока тем (темы) даются материалы и рекомендации по самостоятельному углубленному их изучению, а также обзор проблем семейного права, о соответствующем законодательстве и практике его применения, которые произошли в последнее время.

Лекционному курсу по дисциплине «Семейное право» выделяется достаточное количество учебного времени, которым не следует пренебрегать. Весь лекционный материал имеет свою логику построения и развития. На лекциях студентам тоже необходимо работать, вести конспект. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию проблематики дисциплины, служит средством развития умственных способностей, вырабатывает умение в сжатой форме излагать мысли, развивает навыки литературного изложения, повышает культуру речи. Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем понятно, дословно следует записывать лишь определения, правила и выводы. При конспектировании целесообразно употреблять сокращения и условные обозначения распространенных слов или терминологических оборотов. Конспектируя лекции, студент встречается с непонятными для него вопросами. Необходимо отмечать их для себя на полях с тем, чтобы потом разобраться в них в процессе самостоятельной работы, читая первоисточники, консультируясь с преподавателем. В конце конспекта каждой лекции следует оставлять страницу для того, чтобы можно было в свободное время дополнить, углубить и пояснить те места, которые записаны не полно или неразборчиво.

Семинарские и практические занятия по дисциплине «Семейное право» имеют своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой юридической литературы, нормативных актов и материалов практики, помочь им овладеть навыками и правилами публичного выступления, дискуссии, умением аргументировано и последовательно изложить и доказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. На семинарские и практические занятия выносятся лишь узловые вопросы. проблемы, от глубокого понимания и усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы. В ходе семинарских (практических) занятий формируются умения студентов строгого логического изложения своих мыслей и ведение дискуссий, применение основных понятий, категорий и принципов правоохранительной деятельности и дисциплины «Правоохранительные органы».

При самостоятельной работе студентам прививается практика работы с учебной и правовой литературой, с большим объемом законодательных актов, навыки самостоятельного поиска и исследования. Такие знания помогают осуществлять обратную связь и оказать практическую помощь студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям, написанию рефератов, курсовых и других видов научных работ.

Консультация как одна из форм учебной работы студентов, направлена на привитие навыков самостоятельного изучения материала, его понимания и изложения.

В конце рабочей программы содержатся задачи для проведения практических занятий по семейному праву. Предлагаемые задачи охватывают наиболее актуальные вопросы, возникающие при рассмотрении судом семейных споров, в частности, о разделе имущества, о расторжении брака, о взыскании алиментов, об усыновлении. Особое внимание уделяется ситуациям, связанным с договорными институтами семейного права (брачным договором, алиментными соглашениями), регулируемыми нормами не только семейного, но и гражданского законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: