Этап – 50 - 70 годы 20 века - зрелая теоретико-методологическая классика

Современная социология сложное и про­тиворечивое образование, представленное множеством школ и направлений. Возможны различные варианты их классификации. Полагая, что ядром социологии является проблема взаимоотношения личности и общества, шведс­кий социолог П. Монсон выделяет следующие подходы со­циологического теоретизирования.

Подход, исходящий из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивающий свое внима­ние на изучении закономерностей «высокого порядка», ос­тавляя в тени сферу субъективных значений и смыслов. Обо­снование этой позиции примерно таково: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, а обще­ство продолжает существовать. Эта традиция берет начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней отно­сится школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон), теория конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер), а также марксистская социологическая традиция, предполагающая активное вмешательство социологии в преобразование мира в отличие от двух первых ориентиро­ванных на его объяснение.

Второй подход, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внут­реннего мира человека, его внутренних мотивов и смыслов, невозможно создать объяснительную социологическую те­орию. Эта традиция связана с именем М. Вебера, а в современности представлена такими направлениями, как симво­лический интеракционизм (Дж. Мид, И. Гоффман, Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн) и этнометодология (А.Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая «серединную» позицию между двумя пер­выми подходами. Приверженцем этого подхода можно счи­тать П. Сорокина, а современной его версией является тео­рия социального обмена Дж. Хоменса. Примерно такой же классификационный подход используют отечественные социологи В. Добреньков и А. Кравченко.

1. Структурный функционализм

Структурный функционализм – направление социологической мысли и социологическая школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества.

Наиболее яркие представители – Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Талкотт Парсонс (1902-1979), Р. Мертон. Но именно у Дюркгейма встречается подлинно структурно-функциональное понимание социальной системы с выяснением её важных элементов. Ключом к пониманию функционализма Дюркгейма является его концепция социальных фактов. Социальные факты могут быть морфологическими, т.е. материального характера и духовными – "коллективные представления", которые оказывают особенно глубокое воздействие на человека. Совокупность социальных фактов – вещей и составляет социальную систему, её институты, ценности и нормы. Чтобы познать социальную систему, её содержание и своеобразие, нужно эмпирически постигнуть такие её наиболее важные элементы, как социальные факты, а также характер связи и взаимодействие между ними.

Надо отметить, что причинный анализ социальных фактов, по Дюркгейму, - это отыскание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог бы открыть более широкие возможности в познании общества, если бы социолог указал на социальные, экономические, исторические источники такой зависимости. Но он ограничился лишь функциональной стороной. Он ратовал за единство причинного анализа с анализом структурным, что и составило специфику интерпретации общества.

Т.Парсонс является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, ввел понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность. Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Он содержит дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её "юрисдикцией", именуется Парсонсом социетальной общностью. Таким образом, социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей.

Роберт Мертон является создателем более совершенной, динамичной, эмпирически обоснованной теоретической системы. Свою теорию он называл теорией "среднего уровня" или "среднего радиуса действия". Это по существу многочисленные промежуточные теории, такие как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, бюрократической структуры и т.д.

Благодаря объединению двух направлений - функционализма и структурализма, двух способов мышления и анализа в единую теорию, он разработал более конкретные и действенные концепции социальной структуры, отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов и др. Как считает социолог, любая структура не только сложна, но и внутренне асимметрична: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжения, противоречия.

Таким образом, определяя место Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Тем самым он во многом преодолел абстрактность теории Т. Парсонса.

2. Теория конфликта

У истоков этой парадигмы в XIX — начале XX в. стояли такие представители классического этапа социологии как Р.Дарендорф, Л. Козер.

Ральф Дарендорф, изучая социальную организацию общества на разных уровнях человеческого общения пришёл к выводу о существовании теории конфликтов которую он назвал - императивно координированной ассоциацией. Для нее характерно четкое разделение ролей и статусов ее участников. Основными ролевыми позициями являются позиции, обусловленные дифференциацией властных отношений. Это значит, что в любом обществе индивиды и группы выполняют определенные роли и играют в определённые игры согласно своей социальной принадлежности.

Власть даётся избранным и из-за этого распределения создаётся определённое соотношение авторитета и власти. Но, сами по себе власть и авторитет - дефицитные ресурсы, поэтому за них идёт постоянная борьба между отдельными индивидами и социальными группами. Исходя из этого, Ральф Дарендорф делает вывод, что основным источником возникновения конфликта есть дефицит авторитета и власти.

Особенности протекания любого конфликта зависят от отношения и принадлежности к власти и авторитету различных ролевых подгрупп и личностей. Дарендорф выделил два основных типа ролей – это управляющие и правящие роли. Правящие роли направлены на сохранение своего положения, а управляющие - на перераспределение власти или авторитета. Осознание противоположностей делит общество на конфликтующие группы, а решение конфликта ведёт к перераспределению власти. Подобные перераспределения приводят к возникновению новых конкурирующих групп и сторон.

Теория конфликта Льюиса Козера является наиболее обширной, рассматривающей причины конфликта, остроту конфликта, длительность конфликта, функции конфликта.

Козер определяет конфликт как процесса который при определенных условиях может "функционировать", чтобы сохранить "социальный организм". Основные подходы к конфликту Козера:

1. в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесиям напряженностью конфликтные отношения;

2. многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилием разногласия, конфликт) при определенных условиях укрепляют интеграцию системы, а также ее "приспособляемость " к окружающим условиям.

На основе сформированных подходов к конфликту Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Козер считает, что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.

Подробно описав функции конфликтам Козер подобно своим предшественникам излагал односторонний подхода а именно не обращал внимание на разрушительные последствия насильственного неконструктивного конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: