Скульптура Древнего Рима

Большая часть скульптур назвать римскими можно лишь условно. После завоевания Греции, римляне настолько были покорены искусством этой страны, что начали кораблями вывозить бронзовые и мраморные древние скульптуры. Подобные греческие ваяния приобретались вельможами для украшения своих валов. В римских скульптурных мастерских всю работу выполняли греческие мастера. Римляне с удовольствием копировали греческие примеры, но оставались оригинальными в одном — в создании субъективных скульптурных портретов. Скульптура Рима добилась удивительного реализма. Если у греков старались изобразить идеал, то римляне — точнее всех передавали черты оригинала. Ранние римские портретные изображения в бронзе или мраморе были всего лишь точным воссозданием восковой маски, которую снимали с лица умершего. Это трудно назвать искусством, но в дальнейшем эта точность сохранилась в основании римского художественного портрета. Портрет являлся методом сохранения истории. Документальная точность изображения — (verus — истинный), так называемый веризм не уравновешивалась тогда ещё облагораживающим греческим воздействием. Это воздействие обнаружилось в период принципата Августа. Портреты периода правления Августа близки по образной характеристике. Основное в них — чувство безмятежного самообладания, образы заперты в себе — эмоциональная характеристика дается настолько скупо, что зачастую образ выглядит внутренне бесстрастным. Моделирование лиц подавалось крупными обобщенными плоскостями, уравновешенное композиционное построение, где преобладала фронтальная точка зрения. По этой причине для портретов эпохи Августа характерно впечатление сдержанной суровости. Самая известная статуя этого периода статуя«Августа из Прима-Порта». Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. Его левая рука аккуратно поддерживала императорскую тогу, а правая была поднята в повелевающем жесте. Хотя исторические данные свидетельствуют, что император Август был небольшого роста и не отличался крепким телосложением, скульптор представил его в лучших традициях древнегреческой пластики, создав образ совершенного атлета. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. Искусство портретов перешло к римлянам из Греции, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род — бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика. Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта, I—IV вв. н. э.), исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность. К концу ІІІ- началу ІV века, древняя скульптура Рима очень сильно изменилась. Скульпторы намного меньше внимания стали уделять красоте и величию образов; на второй план отошло настроение и характер человека. Внешность в скульптуре этого периода стала передаваться упрощенно: статуи нередко имели искаженные пропорции тела, огромные глаза и декоративную шапку волос. Подобные изменения в древнеримской скульптуре характеризовались наступлением новой эпохи христианского мировоззрения, в котором внешняя красота была вытиснена духовным началом человека. Ярким экземпляром этого времени стал памятник Константину I, в скульптуре которого создателю удалось передать образ обожествленного императора. Идеология обожествляет императора и государство, личность отождествляется с её местом, причем поскольку ранг опознается по одежде, к ней — больший интерес, чем к лицу модели. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. Художник отбирает только те черты модели, или её атрибуты, которые считаются характерными, показательными для его звания и достоинства. Гигантские статуи — «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина — лицом и позой скорее боги, чем люди. Чем больше подрывается реальная власть, тем больше владыка цепляется за внешнее проявление иерархического превосходства. Искусство возносит власть на недоступную высоту, делает её божественной и вечной. Но на самом деле, особенно с распространением христианства, утверждается точка зрения «подданного», который в истории больше терпит, чем действует. Провинциальное искусство поздней античности — и есть искусство подданных.

Общие тенденции:

· Создавались не только римскими ремесленниками, но и рабами-мастерами, в том числе пленными греками.

· Опознание мраморных голов путем сравнения с профилями на монетах

· Портрет императора (династические портреты) в большинстве случаев является наиболее репрезентативным для определения общего стиля эпохи, так как эти произведения выполняли наиболее умелые ремесленники и, вдобавок, остальные подданные, заказывая свои изображения, ориентировались на моду, заданную императором.

· Произведения, создаваемые в столице, являлись эталонными. При этом провинциальный портрет по своей стилистике мог отставать от моды на десятилетия. Кроме того, в провинциальном портрете (в зависимости от региона) сильнее было влияние греческого портрета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: