Рыцарство и Церковь. Монашеские рыцарские ордены

1)Рыцарство. Рыцарская культура – важнейшая составляющая средневековой традиции, но складывается она не сразу. Рыцарство как особое сословие формируется к периоду высокого средневековья:6-7вв. Предпосылки р. как феномена связаны с 2 главными источниками средневековой традиции: античность и варварство. Во времена Карла Великого происходит формирование основного принципа социальной организации сословия «воюющих» – системы сеньорно-вассальных отношений. Карл Великий вводит обычай оммажа («вручения себя»фр.), согласно которому, войн приносящий клятву верности королю, получал за это бенефиций (земельный надел) в пожизненное владение, которое в последствии превращалось в родовую собственность. Так складывалась система вертикальных связей между сюзереном и его вассалами и формировалась система ленов (земельной собственности). Воспитание р. имело 2 основные цели: он должен был стать искусным воином и верным христианином. Главные навыки воина: верховая езда и владение всеми видами боевого оружия рыцаря. Рыцарская культура представляет собой сложное переплетение светских и религиозных компонентов. Истинный рыцарь, прежде всего – правоверный христианин, однако жизнь его проходит не в молитве и благочестивых деяниях, а на полях сражений. Это порождает сложные антиномии, лежащие в основе мировоззрения рыцарства. Основными антиномиями рыцарской культуры являются:

1.Христианская заповедь «не убий» и принцип воинского служения;

2.Антиномия чести и славы (слава как проявление личной воинской доблести и честь как сословная добродетель);

3.Противоречие религиозной аскезы и рыцарской щедрости;

4.Противоречие земной славы и небесного воздаяния.

Важную роль в формировании рыцарской культуры сыграли крестовые походы(XI-XIII вв.). К этому времени церковь наконец находит компромисс между христианским принципом «не убий» и германским принципом «убей кого сможешь». Такой идеологией становится концепция «священного воинства». Период зрелого средневековья, с его растущими городами требовал контроля за торговыми путями в богатые восточные земли. Это становится скрытой причиной первых крестовых походов. К.п.- квинтэссенция рыцарской культуры. Столкновении с иной культурой привело к консолидации средневекого рыц-ва и окончательному формированию его самосознания.

2)Церковь. Ц. как соц.институт формируется достаточно рано. Начав формироваться еще в эпоху раннего христианства к VI-VII вв. институт церкви структурирован как по вертикали, так и по горизонтали. Главными центрами церковной культуры в этот период выступали монастыри. Европейские монастыри с самого начала становится важными субъектами социальной и культурной жизни общества. В основе монастырской жизни лежит идея послушания как служения Богу. Монастырь всегда открыт к мирянам, любой независимо от сословной принадлежности мог стать монахом и посвятить себя Господу. Монашеское служение обязывало человека принять три главных обета: обет бедности, обет безбрачия и обет послушания (труда). К рубежу 10-11вв. завершается процесс христианизации Европы и складывается система аббатств. Церковь важнейший институт средневековья и поэтому ее влияние пронизывает все сферы материальной и духовной жизни общества. Основные функции церковно-монастырской культуры:

1. Главная задача церкви – распространение христианской веры(миссионерство). Основными формами миссионерской деятельности были проповедь, обращение в христианство и крещение. Основные усилии были направлены на крестьянство.

2. Социально - организующуя функция. Не только сложившийся социальный институт, но и инструмент легитимизации светской власти. Средневековые короли не могли принять власть без санкции церкви, да и сама сословная иерархия санкционировалась церковным правом.

3. Экономическая функция церкви реализовывалась через земельное право. Любой монастырь имел обширные земельные владения. Одновременно монастыри являлись центрами агрокультуры и инновационных технологий.

4. Военно-политическая функция: формирование идеологии «священного воинства» и возникновение духовно-рыцарских орденов(тамплиеры, госпитальеры, тевтоны). Церковь как главный игрок на политической арене.

5. Дидактически-образовательная функция первоначально выражалась в распространении христианской идеологии и стремлении смягчить нравы. Образовательная система средневекового общества рождается в контексте церковно-монастырской культуры. Система приходских школ давала первоначальное образование (грамматика, риторика, диалектика), епископские школы завершали изучение «семи свободных искусств» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). На базе епископских школ часто возникали университеты. Важнейшую роль играла латынь, которая была не только языком богослужения но и языком нарождающегося научного знания.

6. Художественно-эстетическая функция: божественная сущность красоты и символические основания худ-ой традиции. Храмово-литургическое действо как синтез искусств.

3)Монашенские рыцарские ордены. 12-13вв. – возникновение мон.рыц.орденов. Орден тамплиеров=орден рыцарей храма -орден, основанный в Иерусалиме(там же резиденция) в 1118 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. В 12-13вв. орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения на территории Палестины и Сирии, в Европе. Орден обладал широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся. Первичной целью была защита паломников в Святую Землю. Запрет на светские развлечения, на смех, на песни. Обеты целомудрия,бедности,послушания. В 1307-1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году. В 1307—1314гг. гонения ордена со стороны католической церкви, арест всех тамплиеров. После гибели магистра орден не восстановился. Орден Госпитальеров. Основан в 1070г. в Палестине. Цель: уход за больными и ранеными крестоносцами. Входило 3 категории людей: рыцари-воевали, капиланы-военные священники, служивая братия-лечили. После захвата христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим уставом. На орден была возложена миссия о заботе и защите Иерусалима. Вслед за захватом Иерусалима орден продолжил деятельность на о-ве Родос, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты(орден мальтийский рыцарей). Тевтонский орден- германский духовно-рыцарский орден.Основан в 1190г. в Иерусалиме. Является ответвлением от госпитальеров, в составе были в основном немцы. Охраняли путей и паломников. Цель: распространение христианства на восточных землях. В 1198г.-завоевание Прибалтики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: