Задание 1. Найдите в тексте исконно русские слова и заимствованные. Определите, из каких языков эти заимствованные слова. С какими причинами могло быть связано заимствование этих слов?
Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движение народа и живности. Попадались почти смятые дождем вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров»; где нарисован был бильярд с двумя игроками во фраках, в какие одеваются у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену. Игроки были изображены с прицелившимися киями, несколько вывороченными назад руками и ногами, только что сделавшими на воздухе антраша. Под всем этим было написано: «И вот заведение». Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом, пряниками, похожими на мыло; где харчевня с нарисованною толстою рыбою и воткнутою в нее вилкою. Чаще всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконической надписью: «Питейный дом».
|
|
Задание 2. Выпишите архаизмы и историзмы. Укажите, с какой целью они употреблены. Объясните их значение.
Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям, и всем посадским, и купецким и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разного чинов людей в торгах и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение. Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах... ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно добрых и правдивых людей, - кого они меж себя похотят...»
Задание 3. Найдите индивидуально-авторские неологизмы и определите способы их образования.
а)... Вновь оснежённые колонны, Елагин мост и два огня...
б)... Да, я омашиниваю человека, если уж так хотите выразиться...
в) Когда я вылез из палатки, мои соночлежники оставались в ней.
Задание 4. Укажите диалектизмы. К собственно-лексическим диалектизмам подберите общелитературные синонимы.
У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные матежины, он тоже повысил голос.
-Я на конюшне или в воловне ночевать вам не обязан! Нечего на меня
шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры - подите, верните быков!...
Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:
-Агафон, бери троих быков и шибко рысью через балку заходи с правого
фланга, а я обойду их слева.
Задание 5. Используя экзотизмы, составьте рассказ о жизни высокогорной кавказской деревни.