- Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1983; 3-е изд. М., 1993.
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. М., 1987 и все послед. изд.
Дополнительная
- Бойкова Н. Г., Беззубов А. Н., Коньков В. И. Публицистический стиль. СПб., 1999.
- Бондалетов В. Д., Вартапетова С. С., Кушлина Э. Н., Леонова Н. А. Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Л., 1982. 2-е изд. Л., 1989.
- Голуб И. Б. Стилистика русского языка. 4-е изд. М., 2003.
- Горшков А. И. Русская стилистика. М., 2001.
- Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.
- Коньков В. И., Митрофанова А. А. Литературно-художественный стиль. СПб., 1999.
- Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. М., 1982.
- Прохорова К. В. Научный стиль. СПб., 1998.
- Сметанина С. И. Разговорный стиль. СПб., 1998.
- Томашевский Б. В. Стилистика. 2-е изд. Л., 1983.
- Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2004.
Литература для конспектирования
- Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990. Гл. 3. (Конструкции экспрессивного синтаксиса).
- Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. С. 22-26, 119-123, 202-210, 237-262.
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 237-280.
- Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 5-29.
- Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура // Пражский лингвистический кружок. М., 1967. С. 346-367.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. § 14-19.
- Головин Б. Н. Язык художественной литературы в системе языковых стилей современного русского литературного языка // Вопросы стилистики. Саратов, 1978. Вып. 14. С. 113-121.
- Земская Е. А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и проблемы обучения. 1-е изд. М., 1979; 2-е изд. М., 1991 (одну из глав по выбору).
- Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998. С. 216-230.
- Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994. С. 33-59, 187-216.
- Ларин Б. А. О разновидностях художественной речи // Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. С. 27-53.
- Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997. С. 78-90; 107-109.
- Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 113-121.
- Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
Наиболее полно и многоаспектно проблематика курса изложена в книге М. Н. Кожиной «Стилистика русского языка»: обосновывается само рождение этой области языковедения в XX в., описываются предмет и методы исследования, основные научные направления, важнейшие понятия и категории (стилистическая окраска и её разновидности, стилистическое значение, стилистические средства, функциональные стиль и принципы выделения стилей и т. д.). Несомненным достоинством этого вузовского учебника является широкое использование при изложении тем авторитетной научной литературы как отечественной, так и зарубежной, внимание к сложным и дискуссионным вопросам.
|
|
|
|
Весьма ценным учебным пособием является книга А. И. Горшкова «Русская стилистика», в основе которой лежит курс лекций, читаемый автором в Литературном институте им. М. Горького. Это издание оригинально по содержанию и выгодно отличается от другой учебной литературы по теме.
Во-первых, теоретически обосновывается необходимость раздела «Стилистика текста», который в книге и является центральным; обстоятельно описываются текстообразующие признаки. Таким образом, текст справедливо признается основополагающей категорией стилистики, изучающей функционирование языка. Во-вторых, достаточно высокий теоретический уровень учебного пособия во многом определяется обращением к научным концепциям разных исследователей, при этом отстаивание автором собственной позиции соединяется с корректным, уважительным отношением к оппонентам. В-третьих, теоретичность книги соединяется с мастерским стилистическим анализом художественных текстов, среди которых наряду с классическими произведениями XIX в. широко используется литература XX в., в том числе и современная.
Явная авторская позиция находит свое отражение и в построении учебного пособия, содержащего три раздела: 1) «Стилистика в ряду филологических дисциплин»; здесь охарактеризован предмет стилистики, её соотношение с филологией, языкознанием и литературоведением; раскрывается содержание основных категорий стилистики: синонимия, стиль, стилистическая окраска, стилевая норма; 2) «Стилистика текста»; 3) «Стилистика разновидностей употребления языка (функциональная стилистика)»; в этом разделе автор останавливается только на двух сложных функциональных разновидностях: языке художественной литературы и разговорной речи.
Отсутствие некоторых традиционных для курса разделов и тем (стилистика языковых единиц, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль) А. И. Горшков объясняет тем, что они представлены во всех учебниках стилистики и автор не считает целесообразным повторять уже известное.
Учебные пособия, авторами которых являются И. Б. Голуб («Стилистика русского языка») и Д. Э. Розенталь («Практическая стилистика русского языка») близки по содержанию, т. к. предназначены прежде всего для студентов факультета журналистики, имеют явную практическую направленность и не рассматривают теоретических проблем стилистики. Основу этих учебных пособий составляет «стилистика ресурсов», в соответствии с которой строятся основные разделы: «Лексическая стилистика», «Фразеологическая стилистика», «Фоника» (этот раздел представлен только в книге И. Б. Голуб и содержит разнообразный языковой материал), «Стилистика словообразования», «Стилистика частей речи», «Синтаксическая стилистика». Каждый из названных разделов содержит характеристику недочетов и ошибок при использовании тех или иных языковых средств и предлагает правку с точки зрения языковой и стилистической нормы. Иллюстративный материал в обоих пособиях, как правило, не выходит за пределы предложения и ограничен в основном примерами из художественных произведений и газет. Богаче он представлен у И. Б. Голуб. Эти издания могут быть использованы при изучении отдельных тем («Стилистические ресурсы языка» или «Стилистика и культура речи»), при выработке навыков стилистической правки.
При изучении таких тем, как стилистические ресурсы языка или средства словесной образности, заслуживают внимания классические работы Б. В. Томашевского («Стилистика»; в этом учебном пособии излагаются основные проблемы стилистики художественной речи, которая выступает как филологическая дисциплина, а стиль (языковая норма) рассматривается как средство выражения авторского замысла) и А. Н. Гвоздева («Очерки по стилистике русского языка»; эта работа является основой описания «стилистики ресурсов» в современных учебниках по стилистике; также заслуживает внимания позиция автора при выделении и описании экспрессивных стилей).
|
|
Другие упомянутые в библиографии учебные пособия содержат общие сведения о теоретических основах стилистики (в силу указанного адресата или ориентации на развитие практических умений при оценке фразы, текста) и могут ограниченно использоваться при отсутствии других учебников (и при наличии их в библиотеках).