- Публицистический стиль.
Связан с функцией воздействия. Определяет специфику, направленность. Проблема манипуляции общественным сознанием. Система доказательств, аргументов. Сближение с художественным стилем.
Совмещение экспрессии и стандарта. Первоначально газета «Ведомости». Публицистический стиль современности не представляет единства. У него есть много подстилей или жанров. Подстили отличаются отбором языковых средств. Информационные жанры (заметка, небольшое сообщение). Интервью – опрос – диалог – мнение. Выразительность, документальность – репортаж. Аналитические (корреспонденция, обозрение, статья). Художественно-публицистические (зарисовка, очерк, памфлет, фельетон). Принцип подачи, картинка, речь – комплекс выразительных средств воздействия. Определяет специфику телевидения. Интонация.
Разные публицистические жанры. Нет специфической окраски в публицистическом стиле.
Есть ли окраски, характерные для этого стиля? Есть такие слова и обороты, которые преимущественно употребляются в этом стиле: судьбоносный, консолидация, показуха, боевики, экстремизм.
|
|
Семантические сдвиги: диалы, потепление, ось.
Диалы – переговоры на государственном уровне. Потепление – разрядка международных отношений. Ось – политический союз. Группа географической лексики: стороны света, географические названия.
Атлантический, Западный – отношение к военному блоку стран запада. Синонимические отношения между ними. Северо-Атлантический пакт НАТО.
Иноязычная микротопонимика: Сити, даунинг-стрит.
Штрасы, наполеоны, гитлеры.
Акция – действие в сфере международных государственных отношений.
Агрессия – нападение.
Аккредитованный.
Специфика проявляется на уровне лексики. Суффикс соединяется с необычной производящей основой. Дебилизация, общественно-политический, либерально-демократический. Телеблюдо, супербоевик.
- Основания выделения и специфика художественного стиля.
- Язык художественной литературы.
Не обладает яркой стилистической окраской. Есть элементы других стилей. Его нельзя назвать стилем литературного языка, функциональным стилем.
Язык художественной литературы Виноградов рассматривал как стиль литературного языка.
Факторы: функция, которую выполняет стиль. Виноградов связывал это с функцией воздействия. До Виноградова говорили об эстетической функции. Сфера общения – в области эстетики. Тип работы мышления, социомия (претворение действительности в художественные словесные образы). Яркая особенность этого стиля – образность. Она проявляется на уровне конкретизации семантики слова. Не словом стоит понятие, а в художественной речи представление – это отображение действительности во всех чувственных красках. Слова с живой внутренней формой благодаря работе второй сигнальной системы вызывают ассоциации.
|
|
Воспроизведение, создание прекрасного в литературе и в жизни. Это проявляется в оценке возможностей словесного выражения. Нужно информацию не просто передать, а облечь в образную форму.
Гоголь: иногда иное название драгоценнее самой вещи. Форма бывает ярче содержания. Речь образная, направленная на эстетическое восприятие.
Также в художественную речь проникают элементы других стилей. Полностью другие стили она не воспроизводит, но для других стилей художественная речь является открытой.
Элементы, попадающие в художественную речь, подчиняются принципам художественной организации, они там мотивированы, выполняют определенную роль.
Специфика языковой нормы в художественной речи. Часты нарушения, отступления от нормы. Гоголь писал о чиновниках губернского города, об их просвещенности: кто читал Карамзина, кто читал «Московские ведомости», а некоторые даже совсем ничего не читали.
Вместо нарастания признаков идет срыв.
Случайные вещи, нехарактерные для языка. Часто сталкиваются со слогообразующей ролью соноров. Хлебников: «Эта жизнь и жизнь то».
Нарушение привычных коммуникативных качеств, как логичность. Алогизмы – как прием комический. У Гоголя. Отступление от языковых норм является нормой текста.