Стиль и вкусы

В главе 10 мы вслед за Олпортом (8), Вернером (464) и Вертхаймером(465, 467) определили стиль поведения как противоположность его функциям ицелям, как один из примеров экспрессии. Для иллюстрации и подтверждения данного тезиса я хотел бы привестинекоторые данные, опубликованные мною в 1939 году (305). Я пыталсяопределить, как на поведенческом уровне проявляет себя у женщин такая чертахарактера как доминантность или, выражаясь точнее, уровень доми-нантности. Яподразделил выборку на две группы ѕ группу высокодоминантных (сильных,уверенных в себе, с высокой самооценкой) женщин и низкодоминантных(пассивных, робких, с низкой самооценкой). Поведение женщин было настолькохарактерным, что в конце концов я смог безошибочно относить женщину к томуили другому типу, просто наблюдая за ее походкой, манерой говорить и т.п.Характер женщины проявлялся не только в функциональном, мотивированномповедении, но также и в ее вкусах, в манере одеваться, в улыбке. Остановлюсьна этом подробнее. Женщина с сильным характером склонна отдавать предпочтение пище ссильным, резким вкусом; она любит соленое, острое, пряное и горькое;например, из двух сортов сыра она выберет сыр с резким вкусом и запахом. Ейнравятся деликатесы, даже те из них, которые у некоторых людей могут вызватьотвращение, например, улитки. Она с удовольствием пробует новую, незнакомуюпищу ѕ например, жареных лягушек или мясо змеи. Этим женщинам не свойственныжеманство, мелочная требовательность, брезгливость; неаппетитный вид пищи невызывает у них отвращения. При этом они гораздо более чувственны и получаютбольшее наслаждение от вкусной еды, чем низкодоминантные женщины. По принципу физиогномического изоморфизма (464) эти же качестваобнаруживают себя и в других сферах жизнедеятельности доминантных женщин.Они резки, уверенны и решительны в высказываниях; они предпочитают мужчинсильных, твердых и решительных; они способны твердо и решительнопротивостоять любой попытке эксплуатации или манипуляции. Мои выводы были подтверждены исследованием Айзенберга (118). Онобнаружил, например, что женщины, набравшие наибольшее количество баллов потесту базовой безопасности (294), проявляли большую раскованность в общениис экспериментатором. Такие женщины нередко опаздывали к началу экспериментаи при этом не считали нужным как-то оправдаться или извиниться; их отношениек экспериментатору было лишено подобострастной почтительности; они непроявляли ни малейшего волнения или стеснения, непринужденно усаживались вкресло, спокойно принимали предложенную сигарету или чашку кофе, словом,чувствовали себя совершенно свободно. Еще более ярко сила характера этих женщин проявлялась в сексуальнойсфере (311). Их отношение к сексу можно назвать языческим. Понятие "девичьячесть" для них не более чем метафора, среди них почти не было девственниц.Такие женщины не выказывают отвращения к неконвенциональным формамсексуальности. Они не видели ничего постыдного в мастурбации илипромискуитете, могут позволить себе гомосексуальные эксперименты,куннилингус, фелляцию (fellatio), анальный секс. Иначе говоря, сильнаяженщина и в сексуальной сфере отличается твердостью, решительностью ирадикализмом. Советую также обратить внимание и на работы других авторов(107). В неопубликованном эксперименте Карпентера (79) изучались различия вмузыкальных вкусах высоко- и низкодоминантных женщин. Результаты, полученныев ходе эксперимента подтвердили предположение автора о том, что сильныеженщины открыты для восприятия странной, непонятной, незнакомой музыки.Немелодичная музыка, которую иные назвали бы какофонией, не раздражала и непугала их; больше, чем благозвучие, они ценят в музыке мощь. Эксперимент Мидоу (335) показал, что сильные женщины под воздействиемстрессогенных факторов обнаруживают гораздо меньшее подавлениеинтеллектуальных способностей по сравнению с женщинами с низкимипоказателями по тесту базовой безопасности (робкие, пассивные, неуверенные).В этой связи рекомендую обратиться к моим комментариям экспериментовМак-Клелланда, посвященным изучению потребности в достижении (297а). Во всех примерах, что я привел здесь, поведенческие характеристикииспытуемых немотивированы, экспрессивны по своей природе; они выражаютсущность характера в той же мере, в какой музыка Моцарта несет в себемоцартовское начало, они столь же индивидуальны, как сделанная Ренуаромкопия картины Делакруа, которая больше похожа на Ренуара, чем на Делакруа,так же экспрессивны, как рассказы по картинкам ТАТ и протоколы тестаРоршаха, как почерк и игра в куклы.

ИГРА

В современной литературе, посвященной игротерапии и диагностике спомощью игровых методов, мы находим все больше указаний на то, что в игреможно усмотреть и функциональные, и экспрессивные черты, что игра можетсодержать в себе одновременно и функциональное, и экспрессивное начало (см.стр. 122). Это умозаключение, столь умозрительное на первый взгляд, в скоромвремени заставит нас подвергнуть ревизии все ныне существующие теории игры,в соответствии с которыми игра рассматривается как функциональный,мотивированный феномен. Давайте применим предложенное намипротивопоставление между преодолением и становлением, междуфункциональностью и экспрессией в область зоопсихологии, ѕ это, как мнекажется, позволит нам прийти к более реалистическому пониманию феномена игрыу животных. Чтобы открыть новую главу в исследовании игры, требуется лишьпризнать, что игра может быть "бесполезной" и немотивированной формойактивности, может быть целью, а не средством достижения цели, феноменомбытия, а не инструментом адаптации. То же самое, вероятно, можно сказать отаких сугубо человеческих реакциях, как радость, веселье, смех, эйфория ит.п.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: