Структура нормы права. Особенности и виды структурных элементов

Структура нормы права это внутреннее строение НП. Разделение ее на части.

1) Это Гипотеза НП указывает на условия действия юр.норм. Эти условия включают:

а) указание на адресатов этой нормы (круг лиц)

б) указывает на круг случаев, на юридические факты, при наличии которых правильны действия.

2) Правовые последствия:

а) диспозиция - указывает на правило поведения в форме прав и обязанностей.

б) санкции - это указание на меры юр. ответственности

Разновидности норм права:

1) Декларативные нормы - формулируют общие правовые принципы. Пример: п.1 ст. 1 Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2) Дефинитивные нормы - определение юридических понятий (В уголовном - преступления, в гражданском кодексе - юридическое лицо), как понимать понятия. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания

1) Оперативные нормы - чтобы вводить в действие НА или прекращать действие НА, или распространять действие НА на какой-то дополнительный круг отношений (Ввести УГ РФ с 1.01.97.)

2) Коллизионные нормы - чтобы разрешить конкуренцию между нормами. Иногда один и тот же случай может быть урегулирован 2-мя или более нормами права. Коллизионные нормы позволяют найти правильную из них (Есть отдельное международное право - коллизионные нормы).

коллизия (от лат. collisio — столкновение), 1) столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов

коллизио́нное пра́во, 1) нормы международного частного права, которые указывают, законодательство какого государства должно быть применено к данному правоотношению.

1) В государствах с федеративным устройством федеральное коллизионное право (например, в Российской Федерации); определяет, какой закон подлежит применению в случае противоречия между законами Федерации и субъекта Федерации.

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Разумеется, противоречия можно снять (и они снимаются) путем издания новых, так называемых коллизионных норм*. По меткому выражению Ю.А. Тихомирова, это – нормы-«арбитры», они составляют своего рода коллизионное право, которое, впрочем, лишь условно можно считать самостоятельной отраслью, ибо его нормы «вкраплены» в другие акты и не существуют изолированно2.

В Конституции РФ (п. «п» ст. 71) говорится о том, что к ведению Российской Федерации относится «федеральное коллизионное право». Оно и призвано развязывать наиболее тугие узлы противоречий. Однако применение коллизионных норм, т.е. непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, попросту невозможно.

Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

Когда на один и тот же случай приходится два, три и более актов, то исполнитель как бы получает легальную возможность (предлог, зацепку) не исполнять ни одного. Поэтому предупреждение, локализация этих аномалий или их устранение является важнейшей задачей юридической науки и практики.

Существует несколько видов юридических коллизий и способов их разрешения.

1. Прежде всего юридические коллизии можно подразделить на четыре группы: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований.

2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов, поскольку законы обладают верховенством и высшей юридической силой (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ч. 1 и 2 ст. 115; ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). В новом Гражданском кодексе РФ также записано:

«В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (ч. 5 ст. 3). Особенность данных противоречий в том, что они носят наиболее распространенный, массовый характер и причиняют интересам государства и граждан наибольший вред.

3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в пользу Конституции. В статье 15 гово-

рится, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В части 3 статьи 76 установлено: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Конституция – основной закон любого государства, поэтому обладает бесспорным и абсолютным приоритетом. Это закон законов.

4. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями. Приоритет имеют общефедеральные. В статье 76 Конституции РФ говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации (ч. 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов.

Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властя­ми. Коллизионные нормы существуют также на случай столкно­вения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.

Классификация регулятивных норм, по способу изложения делятся:

1) запрещающие

2) обязывающие

3) управляющие

1.- форма запрет (запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.) ст. 29 КРФ

2.- указывает на обязанности к активному поведению (платить налоги) ст. 57 КРФ

3.-права субъективные (свободно передвигаться, выбирать место жительства) ст. 27 КРФ

По сфере действия НП:

1) общие

2) специальные

3) исключительные

1.-предусматривает наиболее типичный вариант поведения (судебный порядок выселения)

2.-предусматривает какой-то особый порядок регулирования, который отличается от (Выселение может быть произведено в случае самозахвата).

3.-предусматривает исключения из общих и специальных правил (в случаях аварии - сверхурочные работы допускаются)

Классификация НП

1) материальные

2) процессуальные

1.-определенные права обязан. и ответственность лиц и организаций

2.-определенный порядок реализации и защиты этих прав обязанности и ответственности (в уголовном, гражданском процессуальном праве)

Классификация НП

1) императивные

2) диапозитивные

По степени и характеру обязательности:

1)- обладают свойством обязательности и отклонения. Не дают субъекту права выбора. (Уголовный Кодекс, Административный Кодекс)

2)- обязательными не являются (если иное не предусмотрено в договоре). Стороны на договоре могут урегулировать свои права и обязанности, чем это указано в диапозитивной норме. На случай пробела в договоре смысл их свобода действий для участников отношений, т.е. дают субъекту правоотношений право выбора. (Гражданский кодекс)

Классификация регулятивных норм, по способу изложения делятся:

4) запрещающие

5) обязывающие

6) управляющие

1.- форма запрет (запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.) ст. 29 КРФ

2.- указывает на обязанности к активному поведению (платить налоги) ст. 57 КРФ

3.-права субъективные (свободно передвигаться, выбирать место жительства) ст. 27 КРФ

По сфере действия НП:

4) общие

5) специальные

6) исключительные

1.-предусматривает наиболее типичный вариант поведения (судебный порядок выселения)

2.-предусматривает какой-то особый порядок регулирования, который отличается от (Выселение может быть произведено в случае самозахвата).

3.-предусматривает исключения из общих и специальных правил (в случаях аварии - сверхурочные работы допускаются)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: