Институциональные гарантии права на юридическую помощь

Деятельность государственных и общественных институтов выступает важнейшей гарантией права на юридическую помощь. Оказание юридической помощи осуществляется через деятельность государственных органов, организаций, работников юридических служб, через развитие информационных правовых услуг. В большей степени развита негосударственная форма оказания юридической помощи. Это вполне целесообразно, т.к. при защите интересов физических и юридических лиц, субъекты, оказывающие юридическую помощь, должны сохранять политический нейтралитет и независимость от государства. Что, однако, не исключает государственной поддержки, в частности, при оказании бесплатной юридической помощи. Само государство выступает гарантом этого права, наряду с остальными.

Основную нагрузку по оказанию различных видов юридической помощи несут независимые общественные институты. Одним из правовых институтов обеспечивающих это право, как уже отмечалось ранее, является адвокатура.

Действующий до 6 апреля 2012 года Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре» был принят в 1993 году и основан на подходах, которые существовали еще в СССР. Однако с тех пор существенно изменилось национальное законодательство, в том числе по вопросам судопроизводства, произошло значительное развитие общественных отношений во всех сферах.

Все это послужило стимулом для разработки нового, отвечающего современным реалиям нормативного правового акта, регулирующего деятельность адвокатуры.

Очевидно, что увеличение объема законодательства, его постоянное обновление обусловливают необходимость эффективной системы оказания юридической помощи на высоком профессиональном уровне, что невозможно осуществить без обеспечения гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на ее получение.

Принятый 30 декабря 2011 года Закон № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» направлен на перспективное решение проблем в организации деятельности по оказанию юридической помощи в Республике Беларусь и создание адвокатуры, способной защищать права и интересы как граждан, так и юридических лиц [49].

В действующем Законе сохраняется прежний статус адвоката: им может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку в адвокатских образованиях, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию на осуществление адвокатской деятельности и являющийся членом территориальной коллегии адвокатов. Таким образом, Закон предусматривает более свободную и прозрачную процедуру получения статуса адвоката, но при этом устанавливает барьер на доступ в адвокатуру юристов, не имеющих достаточной квалификации для этой работы [50].

В целях улучшения уровня подготовки претендентов на занятие адвокатской деятельностью и привлечения в адвокатуру только высокопрофессиональных специалистов изменены подходы к сдаче квалификационного экзамена: данный Закон, наряду с письменной, вводит устную форму проверки знаний претендента.

В Законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» определены:

- требования к лицу, претендующему на получение лицензии на осуществление адвокатской деятельности;

- перечень ограничений, при наличии которых лицо не может быть допущено к адвокатской деятельности [50].

Вместе с тем, конкретизированы порядок прохождения стажировки и требования, предъявляемые к стажеру адвоката. Более того, в отличие от ранее действующего законодательства, при котором прохождение стажировки не оплачивалось, в действующем Законе предусматривается заключение со стажером адвоката срочного трудового договора и оплату труда данной категории лиц. Стажер адвоката проходит стажировку под руководством опытного адвоката, имеющего пятилетний стаж адвокатской практики, выполняя при этом обязанности, предусмотренные договором.

Представляется, что закрепленная в действующем Законе детальная регламентация механизма доступа к адвокатской профессии (порядок прохождения стажировки, сдачи квалификационного экзамена) которая позволит обеспечить допуск к оказанию юридической помощи только лицам, обладающим надлежащими профессиональными и моральными качествами.

Новацией является законодательное закрепление мер, направленных на обеспечение доступности юридической помощи, в частности:

-установление Министерством юстиции по согласованию с Республиканской коллегией адвокатов минимальной численности адвокатов в юридических консультациях на территории административно-территориальных или территориальных единиц;

-возможность закрепления в трудовом договоре, заключаемом стажером с территориальной коллегией адвокатов, условия об обязанности стажера адвоката после прохождения стажировки и при условии получения лицензии отработать два года в определенной юридической консультации [49].

В соответствии с действующим Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельностью» государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, устанавливая принципы адвокатской тайны и недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвоката. Закон расширяет круг вопросов, входящих в предмет адвокатской тайны (сведения о личной жизни клиента, информация об обстоятельствах совершения преступления по делу, по которому адвокат осуществлял защиту клиента и другое), а также устанавливает, что информация, составляющая адвокатскую тайну, не может быть получена от адвоката, стажеров и помощников адвоката и использована в качестве доказательств в гражданском, хозяйственном, административном и уголовном процессах [50].

Также закрепляются новые подходы к порядку привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. Существующий конституционный принцип об оказании квалифицированной юридической помощи должен определяться не только квалификацией адвоката и допуском к профессии, но и контролем за этой практикой посредством механизма дисциплинарной ответственности.

Законом определено, что дисциплинарное производство в отношении адвоката могут возбудить органы управления коллегии адвокатов или Министр юстиции Республики Беларусь по собственной инициативе либо на основании жалобы (представления, определения). Окончательное решение о привлечении к дисциплинарной ответственности адвоката принимает специально созданная дисциплинарная комиссия коллегии адвокатов [49].

Действующим Законом существенно расширен перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами. Расширению компетенции адвокатов будет способствовать и закрепление их исключительного права профессионально представлять интересы клиента в судах общей юрисдикции. Данный подход позволит придать некоммерческий характер оказанию профессиональной юридической помощи в судебных процессах. Следует отметить, что это общепринятая мировая практика, когда в судах интересы сторон представляют только адвокаты. Такой порядок существует, например, в США, Англии, Франции, Германии, Швейцарии[50].

Также расширен перечень лиц имеющих право получить юридическую помощь бесплатно, о чем подробно было рассмотрено во второй главе.

Действующим Законом прямо предусмотрены принципиально новые организационные формы осуществления адвокатской деятельности – адвокатское бюро и индивидуальная адвокатская деятельность. Наряду с юридическими консультациями они составят основу системы адвокатуры страны.

Адвокатское бюро является некоммерческой организацией, создаваемой двумя и более партнерами – адвокатами исключительно для организации оказания юридической помощи. Бюро наделяется статусом юридического лица и действует на основании устава.

Согласно ч.2 ст. 31 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» адвокатское бюро вправе нанимать по трудовому договору адвокатов, помощников адвокатов и иных работников. Таким образом, адвокаты, работающие по трудовому договору, приравниваются в правовом положении с помощниками адвокатов и иными работниками адвокатского бюро. В этом, на наш взгляд, проявляется неравенство в правовом положении адвокатов, работающих по трудовому договору, и адвокатов, являющихся партнерами юридического бюро.

На адвокатов, осуществляющих свою деятельность по трудовому договору, распространяет свое действие Трудовой кодекс, в свою очередь на адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридических консультациях либо индивидуально, нормы законодательства о труде не распространяются [4]. Согласно ст. 19 Трудового кодекса одним из обязательных условий содержания трудового договора является условие об оплате труда. Так, заработная плата, которую установлена трудовым договором, может быть существенно ниже, чем заработная плата, которую он мог получить, не работая по трудовому договору. Закрепление обязанностей в трудовом договоре может сужать их сферу деятельности рамками решения вопросов только в определенной области. Также остается нерешенным вопрос, какое законодательство будет распространяться на адвокатов, работающих по трудовому договору, т.к. Трудовой кодекс и Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» закрепляет разные меры дисциплинарной ответственности, основания увольнения и другие нормы.

Имущество адвокатского бюро формируется как за счет взносов партнеров, так и из средств, поступивших от оказания юридической помощи, т.е. средства, полученные от оказания юридической помощи адвокатами, работающими по трудовому договору, тоже составляют имущество юридического бюро. В то же время, в случае ликвидации юридического бюро партнеры имеют право получить часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность адвокатского бюро, в свою очередь адвокаты, работающие по трудовому договору, такого права не имеют.

Законодательство Республики Беларусь устанавливает единые требования, предъявляемые к получению статуса адвоката. Однако, в дальнейшем, при осуществлении адвокатской деятельности заключение трудового договора адвокатским бюро с адвокатом устанавливает неравенство в правовом положении адвокатов, а именно работающих по трудовому договору, и адвокатов, являющихся партнерами юридического бюро.

Таким образом, предлагаем исключить право за адвокатскими бюро нанимать адвокатов по трудовому договору ив целях недопущения неравенства в правовом положении адвокатов закрепить часть 2 ст. 31 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» в следующей редакции: «адвокатское бюро вправе нанимать по трудовому договору помощников адвокатов и иных работников, а также приглашать в качестве партнеров других адвокатов».

Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, вправе заниматься такой деятельностью после регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь при наличии принадлежащего ему на законном основании пригодного для этих целей помещения. В целях обеспечения качества оказания юридической помощи в действующем Законе предусмотрено, что решение об осуществлении адвокатской деятельности индивидуально либо в форме адвокатского бюро может быть принято лицами, имеющими стаж адвокатской деятельности не менее трех лет.

Детальная регламентация условий работы адвокатов в новых организационных формах позволит обеспечить дальнейшее развитие института адвокатуры и его соответствие современному уровню общественных отношений, потребностям населения и субъектов предпринимательской деятельности.

При этом закрепляется четкое правило о том, что адвокатская деятельность в любых формах должна носить некоммерческий характер, а адвокатам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу. Реализация конституционного права на юридическую помощь не должна быть поставлена в зависимость от коммерческих интересов по извлечению прибыли.

Несмотря на новые формы организации адвокатской деятельности, действующим Законом сохраняются:

- основная функция юридических консультаций – обеспечение оказания на территории соответствующего района или города бесплатной для граждан юридической помощи, в том числе по уголовным делам, и ее доступности;

- существующая система оказания юридической помощи за счет республиканского и местных бюджетов, а также средств коллегий адвокатов [49].

Также закреплены полномочия Министерства юстиции Республики Беларусь как лицензирующего органа по контролю за соблюдением адвокатами законодательства наряду с обеспечением принципа их независимости с целью надлежащей организации работы органов адвокатского самоуправления и обеспечения прав граждан на юридическую помощь [50].

Существенным изменениям подвергнуты также нормы, регулирующие деятельность органов адвокатского самоуправления. По существу, самоуправление является элементом механизма функционирования адвокатуры. Органы адвокатского самоуправления призваны представлять интересы адвокатов, способствовать повышению их профессиональных знаний, защищать их права, наделены возможностью рассматривать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов. Они выполняют организационные функции самостоятельно, без вмешательства государственных органов [48].

К гарантиям реализации права на юридическую помощь следует отнести деятельность правозащитных общественных организаций. К ним можно отнести организации, осуществляющие деятельность в сферах социальной защиты и реабилитации, экологии и охраны окружающей среды, национальных меньшинств, защиты прав потребителей, организации, объединяющие людей с ограниченными физическими возможностями и другие.

Так, «Белорусское общество защиты потребителей» является общественной, неправительственной, некоммерческой организацией, основная деятельность которой направлена на консультационно-правовую и экспертную помощь потребителям, совершенствование законодательства по защите прав потребителей, обеспечение информацией потребителей о качестве товаров и услуг, защиту правовых гарантий при возникновении конфликтных отношений с организациями торговли, сферой различных видов услуг. Основано в 1989 году по инициативе граждан и зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Беларусь. Действует на основании Устава, зарегистрированного в Министерстве Юстиции Республики Беларусь в новой редакции 2 октября 2006 года. Общество имеет свои представительства по областям [51].

«Белорусского общественного объединения ветеранов» создано 27 марта 1987 года. Действует на основании Устава, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Беларусь в новой редакции 15 ноября 2006 года. Имеет свои организационные структуры на территории Республики Беларусь. Общество осуществляет з ащиту конституционных прав и свобод ветеранов, лиц пенсионного и пожилого возраста, решает проблемы ветеранского движения [52].

Республиканское общественное объединение «Белая Русь» зарегистрировано решением Министерства юстиции Республики Беларусь 11 декабря 2007 года, действующее на основании Устава, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Беларусь17 ноября 2007г. К одним из основных задач объедения относится:

- создание широких возможностей для свободного развития личности, удовлетворения потребностей и улучшения качества жизни граждан;

- участие в подготовке и проведении выборов, референдумов и в работе избранных органов;

- защита законных прав и законных интересов членов
РОО «Белая Русь» в государственных органах и иных организациях;

- развитие международного сотрудничества, установление взаимодействия с общественными организациями других государств и международными организациями [53].

Белорусский Хельсинский Комитет (далее - БХК) является самостоятельным, независимым, некоммерческим, правозащитным общественным объединением. Комитет был основан 1 ноября 1995 года и действует на основании Устава, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Беларусь в новой редакции9 сентября 1999 года.

БХК осуществляет защиту в Республике Беларусь прав человека, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством, а также декларированных Хельсинскими соглашениями, другими международными соглашениями по правам человека, оказывает правовую помощь конкретным людям (ежегодно в БХК приходит до 2000 жалоб), регулярно проводит правозащитные семинары и обучающие тренинги для молодежных активистов и юристов, занимается изданием специальной литературы, организует различные мероприятия с целью привлечь внимание общественности к проблемам нарушения прав человека в Республике Беларусь.

БХК проводит анализ законодательства и выступает с предложениями по его совершенствованию: подготовлены предложения, касающиеся уголовного, трудового законодательства, законов о средствах массовой информации, выборах, а также Конституции Беларуси [54].

Информационно – просветительское Учреждение «Платформа» официально зарегистрировано 16 июня 2011 года и действует на основании Устава, зарегистрированного в Главном управлении юстиции Минского городского исполнительного комитета 16 июня 2011г. Создано с целью защиты прав и законных интересов осужденных, а также людей, сталкивающих с судебной системой, со следственными органами, с досудебным расследованием. В настоящее время Информационно-просветительское Учреждение «Платформа» ведет активную работу по мониторингу соблюдения прав человека в исправительных колониях и следственных изоляторах. Сотрудниками Учреждения проводятся пресс-конференции, в которых принимают участие бывшие заключённые и их родственники, столкнувшиеся с произволом в белорусских исправительных учреждениях [55].

На территории Республики Беларусь действуют и другие организации, осуществляющие защиту прав и законных интересов граждан.

В странах СНГ одним из важнейших государственных институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов, в том числе и право на юридическую помощь, является Уполномоченный по правам человека. Их деятельность в различных странах СНГ во многом схожи друг с другом.

Так, например, деятельность Уполномоченного па правам человека в Российской Федерации не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

- рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

- анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие международного сотрудничества в области прав человека;

- обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

- анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию и др. [56].

В Республике Беларусь вопрос о введении института омбудсмена поднимался не раз. В настоящее время свою концепцию предполагаемого проекта Закона об Уполномоченном по правам человека в Беларуси представил заслуженный юрист, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного права Белорусского государственного университета Г.А. Василевич.

В Концепции определены организационные и правовые вопросы, касающиеся создания и функционирования Национального учреждения по правам человека в Беларуси. Предлагается ввести институт Уполномоченного по правам человека. Уделено внимание методам работы Уполномоченного, гарантия его независимости [57, с.1].

Национальное учреждение по правам человека в Беларуси с учетом международного опыта призвано осуществлять две основные функции:

- создание культурной среды в области прав и свобод человека;

- защита прав человека посредством реализации полномочий по восстановлению нарушенных прав и свобод и привлечения виновных к ответственности [57, с. 2].

Предлагается учредить пост Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) как устоявшийся в сознании специалистов и граждан институт власти. Уполномоченный, прежде всего, должен быть наделен правом рассмотрения жалоб граждан Беларуси и других заявителей, постоянно проживающих на ее территории, в том числе, депутатов, юридических лиц, чьи интересы непосредственно затронуты либо затронуты интересы их избирателей, работников. Обращение к Уполномоченному должно осуществляться в соответствии с законом «Об обращениях граждан и юридических лиц»[57, с. 7].

Концепция также содержит гарантии независимости деятельности Уполномоченного.

Введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь будет являться важным дополнением других правозащитных механизмов.

Таким образом, гарантии права на юридическую помощь имеют нормативное закрепление в национальном и международном законодательстве. Законодательство Республики Беларусь в целом соответствует международному, но это не исключает возможность его совершенствования. Институциональные гарантии реализуются через деятельность государственных и общественных институтов, основным из которых является адвокатура.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: