Культура эпохи Возрождения

Тест1.

Основоположником возрожденческого гуманизма стал: 1) Пико дела Мирандола; 2) Данте Алигьери; 3) Франческо Петрарка; 4) Николай Кузанский.

Тест 2.

Итальянский скульптор раннего Возрождения Донателло (Донатоди Пикколо диБетто) создал тип самостоятельно стоящей статуи, не связанной с архитектурой, и впервые в ренессансной скульптуре изваял обнаженную фигуру. Какое из произведений Донателло является первым изображением нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения: 1) св. Марк и св. Георгий; 2) бронзовая статуя Давида, 3) бронзовая статуя кондотьера Гаттамелаты; 4) скульптурная группа Юдифь и Олоферн.

Тест 3.

Сандро Боттичелли — выдающийся живописец раннего Возрождения, работы которого снискали ему славу самого эмоционального и лиричного художника Возрождения. В какой из вышеназванных картин Боттичелли соединил в единую композицию фигуры Венеры, Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и др: 1) «Благовещение»; 2) «Весна»; 3) «Покинутая»; 4) «Рождение Венеры»; 5) «Мадонна во славе».

Тест 4.

Определите, какие работы принадлежат Леонардо да Винчи: 1) фреска «Страшный суд», 2) «Мадонна Конестабиле»,3) «Джоконда», 4) «Сикстинская Мадонна».

Тест 5.

Определите, какие работы принадлежат Рафаэлю: 1) фреска «Страшный суд»; 2) «Джоконда», 3) фреска «Тайная Вечеря», 4) «Афинская школа».

Тест 6.

Определите, какие работы принадлежат Микеланджело:1) «Мадонна Конестабиле»; 2) «Джоконда»,3) «Мадонна в гроте»; 4) статуя «Давид».

Тест 7.

Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи — художник, ученый, мыслитель. В своих картинах он впервые применил собственный прием в живописи, получивший название «сфумато». Укажите правильное определение сфумато: 1) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции; 2) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды; 3) четкое геометрическое построение фигур как бы вписанных в треугольник; 4) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением.

Тест 8.

В 1503 г. Леонардо да Винчи создает одно из самых прославленных произведений мировой живописи — портрет Моны Лизы («Джоконда»). В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для периода Высокого Возрождения. Картина представляет собой: 1) обобщенный образ двух портретируемых женщин Моны Лизы и Джоконды; 2) конкретный образ женщины, носящей имя Мона Лиза и фамилию Джоконда; 3) обобщенный образ итальянской красавицы XV—XVI вв.; 4) воплощение Леонардо да Винчи своего видения идеала женственности и красоты.

Тест 9.

В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: Одна из них признана самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Это:

1) «Мадонна Конестабиле»; 2) «Мадонна в зелени»; 3) «Сикстинская Мадонна»; 4) «Мадонна со щегленком».

Тест 10.

Микеланджело Буонарроти — ваятель, живописец и архитектор — создает грандиозный живописный ансамбль площадью 600 кв. м. с эпизодами священной истории. В этой росписи более трехсот фигур, каждая из которых имеет свою позу, движение, жест.Что это за роспись?

1) роспись стен одного из залов Ватикана; 2) роспись стены Сикстинской капеллы в Риме; 3) роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме; 4) роспись потолка монастыря Санта-Мария деллеГрацие в Милане.

Тест 11.

Одной из последних живописных работ Микеланджело была выполненная в 1541 г. огромная фреска алтарной стены Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен? 1) «Сотворение человека»; 2) «Потоп»; 3) «Страшный суд»; 4) «Тайная вечеря».

Тест 12.

В какой картине мастера венецианской школы Высокого Возрождения Джорджоне библейская героиня держит в руках меч и попирает отрубленную голову врага: 1) «Спящая Венера»; 2) «Юдифь»; 3) «Гроза»; 4) «Мадонна Кастельфранко».

Тест 13.

Тициан — глава венецианской школы живописи Высокого Возрождения — в своих картинах добивается реалистической убедительности мифологических и библейских образов. В какой из нижеперечисленных картин на основе библейского сюжета раскрывается благородство одного персонажа и уродливое стяжательство другого. 1) «Любовь земная и небесная»; 2) «Вознесение Марии»; 3) «Динарий кесаря»; 4) «Святой Себастьян».

Тест 14.

Художник Ян ванЭйк сыграл решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. Какую из работ Яна ванЭйка называют «иконой раннебуржуазной семьи»? Назовите это произведение: 1) «Мадонна канцлера Лорена»; 2) «Гентский алтарь», 3) «Мадонна каноника ван дер Пале»; 4) «Чета Арнольфини».

Тест 15.

Ганс Гольбейн Младший — немецкий портретист и график. Произведение какого гуманиста он проиллюстрировал? 1) Эразм Роттердамский; 2) Мартин Лютер; 3) Кальвин; 4) Томас Мор.

Тест 16.

Итальянские гуманисты эпохи Возрождения создали выдающиеся литературные произведения: Определите, какие из вышеперечисленных произведений написал Франческо Петрарка? 1) «Декамерон», 2) «Освобождение Иерусалима», 3) «Чернокнижник», 4) «Книга песен».

Тест 17.

Итальянские гуманисты эпохи Возрождения создали выдающиеся литературные произведения: Определите, какие из вышеперечисленных произведений написал Боккаччо? 1) «Декамерон», 2) «Ворон», 3) «Африка», 4) «Буколики».

Тест 18.

Гуманистическая литература Англии эпохи Возрождения представлена многочисленными произведениями, вошедшими в сокровищницу литературы этой эпохи. Какие из нижеуказанных произведений принадлежат Томасу Мору? 1) «Утопия», 2) «Гамлет», 3) «Кентерберийские рассказы», 4) «Отелло».

Тест 18.

Значительное место в мировой художественной литературе занимают гуманисты Испании эпохи Возрождения. Какая из нижеперечисленных работ принадлежат Мигелю де Сервантесу? 1) «Звезда Севильи», 2) «Назидательные новеллы», 3) «Собака на сене», 4) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Тест 19.

Автором сочинения «Похвала глупости», имевшего в XVI веке мировую славу был: 1) Николай Кузанский; 2) Мартин Лютер; 3) Джефри Чосер; 4) Эразм Роттердамский.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Тест 1.

ХусепеРибера — испанский художник ярко выраженного драматического плана. Лучшей его картиной признана «Святая Инесса», написанная по легенде о юной христианской мученице, брошенной обнаженной на поругание, но спасенной богом, явившим одно из ниже перечисленных чудес. Укажите, какое чудо изобразил художник? 1) ангелы освобождают Инессу из места заточения; 2) ангел окутывает Инессу покрывалом; 3) Бог наказывает мучителей Инессы; 4) толпа не трогает Инессу, поверив в ее святость.

Тест 2.

Сурбаран — испанский художник, создавший суровые драматически напряженные и одновременно благородно сдержанные образы в картинах «Святой Лаврентий», «Святой Франциск Ассизский», «Молитва св. Бонавентуры». Среди его картин есть портрет милой скромной девочки, вероятно дочери художника, получивший название «Отрочество Марии». Укажите, в каком образе запечатлена Мария на картине? 1) рукодельницы; 2) девочки, помогающей родителям; 3) девочки, произносящей молитву; 4) девочки, ласкающей голубя.

Тест 3.

Один из виднейших реалистов европейского искусства XVII в. испанский художник Веласкес. На одной из своих картин он изобразил себя в роли художника. Укажите эту картину: 1) «Кузница Вулкана»; 2) «Менины» (фрейлины), 3) «Венера с зеркалом»; 4) «Сдача Бреды».

Тест 4.

В творчестве главы фламандской школы Питера Пауля Рубенса ярко выражены и черты реализма и национальный вариант стиля барокко. Назовитекартину, отмеченную театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, характерные для живописи барокко: 1) «Воздвижение креста», 2) «Вирсавия», 3) «Шубка»; 4) Портрет Изабеллы Брант.

Тест 5.

РембрандтХарменсванРейн — голландский живописец, рисовальщик и офортист. Его картины представляют собой сюжеты из библии и мифологии, портретную живопись и пейзаж. Определите, какие из вышеперечисленных работ Рембрандта представляют собой:

портретную живопись? 1) «Даная», 2) «Урок анатомии доктора Тулпа»; 3) «Жертвоприношение Авраама»; 4) «Возвращение блудного сына».

Тест 6.

Решающую роль в становлении и развитии стиля барокко принадлежит ДжованниЛоренцоБернини — архитектору, скульптору и художнику Италии. Какая его работа является подлинным образцом всей барочной скульптуры? 1) портрет кардинала Боргезе; 2) портрет папы Иннокентия X; 3) скульптурный алтарь «Экстаз св. Терезы»; 4) надгробие папы УрбанаVIII.

Тест 7

В XVII в. классицизм сложился в целостную стилевую систему художественной культуры: 1) Италии; 2) Франции; 3) Германии; 4) Англии.

Тест 8

Великим автором великих комедий XVII в. был: 1) П.Корнель; 2) Жан Батист Мольер; 3) Жан Расин; 4) Пьер Огюстен Бомарше.

Тест 9

Крупнейшим мастером живописного барокко являлся: 1) Лоренцо Бернини; 2) Антуан Ватто; 3) Питер Пауль Рубенс; 4) Томас Гейнсборо.

Тест 10

Образцом архитектуры барокко является: 1) Собор святого Павла в Лондоне; 2) Версаль; 3) колоннада собора святого Петра в Риме; 4) замок французских королей Фонтенбло

Тест11

Самостоятельный жанр живописи натюрморт родился в XVII веке в: 1) Италии; 2) Нидерландах; 3) Фландрии; 4) Франции

Тест 12

Самостоятельный жанр живописи пейзаж родился в XVII веке в: 1) Нидерландах; 2) Италии; 3) Фландрии; 4) Германии.

Тест 13

Типичный пример архитектуры классицизма: 1) Лувр; 2) собор святого Петра в Риме; 3) собор святого Павла в Лондоне; 4) Флорентийский собор

КУЛЬТУРА ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Тест 1.

XVIII век в Европе характеризуется возникновением и развитием широкого идейного течения, основанного на убеждении в решающей роли разума и науки в познании природы, человека и общества. В какой из стран зародилось движение, получившее название «Просвещение»? 1) Англии; 2) Германии; 3) Италии; 4) Франции.

Тест 2.

Назовите страну, в которой в эпоху Просвещения зародился лозунг «Свобода, равенство, братство»? 1) Германия; 2) Англия; 3) Франция; 4) Италия.

Тест 3.

Перу английских писателей Даниелю Дефо, основоположнику европейского просветительского романа, принадлежит бессмертное произведение: 1) «Путешествие Гулливера», 2) «Письма суконщика», 3) «Робинзон Крузо», 4) «Сказка о бочке».

Тест 4.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера. Один из ее представителей создал более 100 симфоний и был назван «отцом симфонии». Назовите имя этого композитора: 1) Франц Йозеф Гайдн; 2) Вольфганг Амадей Моцарт; 3) Кристоф Виллибальд Глюк; 4) Людвиг Ван Бетховен.

Тест 5.

Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт был мастером оперной музыки. Его перу принадлежит опера: 1) «Свадьба Фигаро»; 2) «Орфей и Эвридика»; 3) «Парис и Елена»; 4) «Ифигения в Тавриде».

Тест 6.

Иоганн Вольфганг Гете — основоположник немецкой литературы нового времени, отразивший важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В самом значительном произведении — трагедии «Фауст» — Гете призывает к поиску смысла жизни. Выберите из предложенных вариантов ответ на поставленный в «Фаусте» вопрос «В чем состоит смысл жизни?»: 1) в богатстве; 2) в славе; 3) в деянии; 4) в сиюминутных наслаждениях.

Тест 7.

Эпоха Просвещения дает миру крупнейших драматургов и комедиографов Италии, творчеством которых восхищается весь мир и в настоящее время. Перу Карло Гольдони, принадлежит пьеса: 1) «Любовь к трем апельсинам»; 2) «Антигона»; 3) «Слуга двух господ»; 4) «Турандот».

Тест 8.

Французский художник Антуан Ватто, создатель интимной живописи рококо, полной очарования, в своих картинах «Праздник любви», «Общество в парке», «Квартет» показывает целый мир душевных состояний. Но особую интимность и лирическую взволнованность создает картина «Савояр». Назовите главное действующее лицо этого произведения: 1) один из персонажей итальянской комедии; 2) покупатель картины в антикварной лавке; 3) странствующий мальчик, несущий ящик с сурком;4) молодой человек, обнимающий девушку в парке.

Тест 9.

Французский художник реалистического направления Жан Батист Симеон Шарден создал свою манеру письма, отличающуюся благородной сдержанностью и простотой стиля. Его картины и натюрморты полны поэзии и теплоты. Назовите картину, где изображена женщина и две девочки: 1) «Прачка»;2) «Карточный домик»; 3) «Кормилица»; 4) «Молитва перед обедом».

Тест 10.

В XVIII веке во Франции создаются замечательные комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

Укажите, кто из нижеприведенных французских писателей является автором этих произведений? 1) Ален Рене Лесаж; 2) Жозеф Шенье; 3) Пьер Огюстен Бомарше; 4) Руже де Лиль.

Тест 11

В первой половине XVIII века ведущим направлением во французском искусстве стал(о): 1) классицизм; 2) романтизм; 3) сентиментализм; 4) рококо.

Тест 12

Основной литературный жанр эпохи Просвещения: 1) поэма; 2) новелла; 3) роман; 4) приключенческая повесть.

Тест 13

Художественной доминантой эпохи Просвещения стала: 1) живопись; 2) музыка; 3) литература; 4) архитектура.

Приложение № 2 Список произведений западноевропейского искусства

1. Пракситель. Афродита Книдская.

2. Маска Агамемнона.

3. Мирон. Дискобол.

4. Поликлет. Дорифор.

5. Портик кариатид.

6. Фидий. Парфенон.

7. Эрехтейон.

8. Так называемая Парижанка.

9. Колизей.

10. Портрет девушки из Геркуланума.

11. Аахен. Кафедральный собор.

12. Богоматерь. Витраж из Шартра.

13. Собор Парижской богоматери.

14. Урок философии в университете. Книжная иллюстрация.

15. Замок Бодиам. Сассекс.

16. Встреча Марии и Елизаветы. Скульптурная группа.

17. Джотто. Поцелуй Иуды.

18. Джотто. Аллегория правосудия.

19. Боттичелли. Весна.

20. Донателло. Давид.

21. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.

22. Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа.

23. Рафаэль. Афинская школа.

24. Рафаэль. Сикстинская мадонна.

25. Микеланджело. Давид.

26. Микельанджело.Пьета

27. Тициан. Динарий кесаря.

28. Джорджоне. Спящая Венера.

29. Босх И.Корабль дураков.

30. Дюрер. Портрет молодого человека.

31. Брейгель Питер Старший. Притча о слепых.

32. Кранах Л. Портрет Мартина Лютера.

33. Хольбейн Ханс Младший. Портрет Эразма Роттердамского.

34. Эйк Ян Ван. Чета Арнольфини.

35. Бернини Лоренцо. Экстаз св. Терезы.

36. Веласкес. Менины.

37. Рубенс. Похищение дочерей царя Левкиппа.

38. Греко Эль. Святое семейство.

39. Ватто Антуан. Капризница.

40. Гейнсборо. Утренняя прогулка.

41. Гойя. Женский портрет.

42. Давид. Ж.-Л. Клятва Горациев.

43. Фрагонар Ж.-О.Поцелуй украдкой.

44. Буше. Ф. Юпитер и Калисто.

45. Делакруа Э. Свобода, ведущая народ.

46. Домье О. Улица Транснонен.

47. Моне К. Впечатление. Восход солнца.

48. Дега Э. Голубые танцовщицы.

49. Пикассо П. Герника.

50. Дали С. Озаренные наслаждения.

Приложение № 3 Тестовые задания по истории отечественной культуры

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУСТВО

1. Составителем знаменитой летописи "Повесть временных лет" большинство историков считают:

1) митрополита Киприана; 2) монаха Антония из Любеча; 3) монаха Нестора; 4) монаха Пимена.

2. Покровительницей брака и семьи в языческом религиозном культе славян была:

1)Макошь; 2) Лада; 3) Венера; 4) Изида.

3. В течение первых десятилетий (до 1037 г.) русская православная церковь подчинялась:

1) Болгарской (Охридской митрополии); 2) фактически киевскому князю; 3) Константинопольскому патриарху; 4) славянским просветителям Кириллу и Мефодию.

4. Главный храм Киевской Руси Собор Святой Богородицы со времен князя Владимира I называли Десятинной церковью, по причине того, что:

1) она имела десять куполов; 2) комплекс собора объединял в единый архитектурный ансамбль десять небольших церковных сооружений; 3) на содержание этого храма князь Владимир дал десятую часть своих доходов; 4) на главной колокольне было установлено десять колоколов.

5. В середине 50-х гг. XI в. под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь. Своим названием он обязан:

1) северной реке Печоре; 2) мирской фамилии (Печерин) основателя - монаха Антония из Любеча; 3) основателю и его сподвижникам, жившим отшельниками в печоре (пещер6); 4) в честь митрополита Иллариона, возносившего молитву богу в уединении на берегу Днепра в пещере.

6. Знаменитое "Чтение о житии Бориса и Глеба" было написано:

1) митрополитом Илларионом; 2) монахом-летописцем Нестором; 3) монахом Иаковом; 4) игуменом Даниилом.

7. Первый летописный свод на Руси был составлен в:

1) 997 г.; 2) II 10 г.; 3) II 19 г.; 4) 1154 г.

8. "Суд Ярославль" — это:

1) закон о порядках в Новгороде; 2) "Правда" Ярослава; 3) грамота, выданная г. Ярославлю на создание независимого от Киева суда; 4) синоним самого справедливого суда (подобно "Суд Фемиды").

9. Автор "Повести временных лет" опираясь на библейский сюжет о том, что сыновья Ноя после "великого потопа" разделили между собой землю, отдав территории населенные славянами под покровительство Иафета ("Афетова часть"). Согласно летописи эта территория находилась:

1) на Дунае; 2) в Среднем Поднепровье; 3) между Вислой и Одером; 4) от Балтики до Черного моря.

10. Славянские народы говорят на языках:

1) индоевропейской группы; 2)таджико-персидской; 3) романо-германской; 4) не имеющих аналогов с другими группами языков.

11. Религиозные новшества князя Владимира Святославовича (обращение всех жителей Киевской Руси в христианство) встретили большое сопротивление на севере и востоке. Против епископа Иоакима, высмеивавшего языческие верования, взбунтовались в 991 г. жители города:

1) Пскова; 2) Мурома; 3) Изборска; 4) Новгорода.

12. Сопротивляясь введению христианства отказались впустить в город сына князя Владимира Глеба и заявили о своем желании сохранить религию предков жители: 1) Новгорода; 2) Пскова; 3) Мурома; 4) Ростова.

13. Известные просветители Кирилл и Мефодий создали для славян письменность в:

1)IX в.; 2) Х в.; 3)XI в.; 4) одновременно с принятием христианства на Руси.

14. Высший церковный пост в Киевской Руси сразу после принятия христианства занимал назначаемый из Константинополя:

1) игумен; 2) епископ; 3) митрополит; 4) патриарх.

15. Первые святые на Руси Борис и Глеб были сыновьями:

1) княгини Ольги; 2) Ярослава Мудрого; 3) Кирилла и Мефодия; 4) князя Владимира I.

16. Задолго до крещения Руси в Крыму существовала церковная организация во главе с митрополитом, находившемся в городе:

1) Керчь; 2) Тмутаракань; 3) Херсонес; 4)Сурож (Судак).

17. Киевский князь Владимир I начал крещение Руси с:

1) Киева; 2) Новгорода; 3) Пскова; 4) со всех подвластных ему городов разом.

18. Поэма "Слово о погибели Русской земли" посвящена:

1) распаду Киевской Руси; 2) походу на Русь хана Тугоркана; 3) походу на Русь хана Кончака; 4) нашествию хана Батыя.

19. В христианстве киевский князь Владимир I взял имя:

1) Борис; 2) Константин; 3) Петр; 4) Василий.

20. Первая церковь, построенная в Киеве по приказу князя Владимира, носила имя святого (святых):

1)Клемента и Фива; 2) Василия; 3) Кирилла и Мефодия; 4) Пантелеймона.

21. Известный историк В.О. Ключевский основным фактом русской истории называл:

1) династические браки; 2) постоянную колонизацию страны ее собственным населением; 3) абсолютизм; 4) крепостничество.

22. С принятием христианства в каждом городе Киевской Руси строились свои главные храмы. В Чернигове это был:

1) как и в Киеве Софийский собор; 2) храм Спаса; 3) храм Ильи Пророка; 4) Успенский собор.

Русский иконостас

На рисунке изображен пятиярусный иконостас. Укажите названия его чинов и основных икон, обозначенных цифрами:

 
 


КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ

1. В начале XVI в. появилось "Сказание о князьях Владимирских", которое выводит родословную московских правителей от:

1) варяжского конунга Рюрика; 2) легендарного основателя г. Киева князя Кия; 3) римского кесаря Августа; 4) одного из сыновей Ноя — Афета.

2. Сотрудничество митрополитов и московских князей началось при Иване Калите. Из Владимира в столицу московских князей митрополит переехал в:

1) 1327 г.; 2) 1328 г.; 3) 1329 г.; 4) 1330 г.

3. Житие Сергия Радонежского написал его ученик:

1)Епифаний (Премудрый); 2)Паисий Ярославский; 3) Нил Сорский; 4) Иосиф Волоцкий.

4. Идеей, объединявшей в феодальную эпоху различные сословия, была:

1) религия (общность веры); 2) национальность (общность судьбы); 3) чувство кровного родства; 4) языковая общность.

5. Идея симфонии (созвучия, согласия) царства и священства, предполагавшая не просто союз светской и церковной властей, а их неразрывную связь и взаимопроникновение сложилась:

1) при царе Алексее Михайловиче, который патриарха Никона даже называл своим "собинным другом"; 2) в первые же годы после принятия христианства на Руси; 3) в эпоху Ивана IV, когда идея о Москве как о "Третьем Риме" получила признание и в государственных и в церковных кругах; 4) в Византии еще в IV—VI вв.

6. Он занимал видные государственные посты, был псковским воеводой, дипломатом, считал необходимым развязать частную инициативу, создать условия для народно-хозяйственного процветания. В.О. Ключевский считал его первым отечественным политэкономом. Речь идет о:

1) тверском купце Афанасии Никитине, авторе книги "Хождение за три моря"; 2)А. Л. Ордин-Нащокине;2) Иване III, который принял первый в России Судебник в 1497 г.; 4) Петре Великом.

7. Автором написанного при царе Михаиле Романове исторического повествования под названием "Временник" был:

1) писатель Симеон Полоцкий; 2) дьяк Иван Тимофеев; 3) патриарх Филарет; 4) монах из Киева Иннокентий Гизель.

8. В XV в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии и житий святых стали появляться:

1) пейзажи (леса, горы, города, монастыри); 2) портреты; 3) батальные сцены; 4) верно все указанное.

9. В княжение Василия Ш псковский монах Филофей развивал мысль о Москве как о Третьем Риме. Эта идея получила признание в государственных и церковных кругах при:

1) Василии III; 2) Иване IV; 3) Борисе Годунове; 4) Михаиле Романове.

10. Собор Василия Блаженного в Москве построен в память:

1) венчания Ивана IV на царство; 2) взятия Казани; 3) объединения всех русских земель; 4) победы на Куликовом поле.

11. "Мы от Августа кесаря родством ведемся", — утверждал в письме шведскому королю без тени сомнения:

1) Иван Грозный; 2) Петр Великий; 3) патриарх Филарет (Федор Романо3); 4) Лжедмитрий

12. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче посвящена:

1) Куликовской битве; 2) битве на реке Калке; 3) разгрому русскими половцев, пришедших в Киевскую землю во главе с ханом Шару-каном; 4) восстанию тверичей против Чолхана и его отряда.

13. На российском престоле не раз оказывались люди, демонстрировавшие незаурядные творческие способности. Кто из них одновременно с властностью сочетал способности шахматиста, сочинителя церковной музыки и писателя?

1) Ярослав Мудрый; 2) Иван Грозный; 3) Петр Великий; 4) Иван Калита.

14. Раскол русской церкви произошел в период:

1) феодальной раздробленности (X в.); 2) господства Золотой Орды (XIII в.); 3) собирания русских земель и создания единого государства (XV в.); 4) унификации церковной обрядности по греческому образцу (XVII в.).

15. Казанский собор на Красной площади в Москве был построен в честь:

1) иконы Казанской божьей матери; 2) взятия Казани; 3) освобождения столицы от интервентов; 4) воцарения Романовых.

16. Церковный раскол в России связан с именем патриарха:

1) Иова; 2) Гермогена; 3) Филарета; 4) Никона.

17. Казанский собор в Москве был построен на средства:

1) собранные народом; 2) государевой казны; 3) князя Д.М. Пожарского; 4) купца ГЛ. Никитникова.

18. Для церковной живописи XVII в. характерно обмирщение, когда библейские сюжеты как бы сливаются с картинами повседневной жизни. В Ярославской церкви Ильи Пророка изображена сцена:

1) сенокоса; 2) жатвы; 3) семейного ужина; 4) весеннего сева.

19. Во главе церковной реформы XVII в. стоял:

1) царь Алексей Михайлович; 2) протопоп Аввакум; 3) патриарх Никон; 4) царский духовник Степан Вонифатьев.

20. Наиболее знаменитым иконописцем XVII в. был:

1) Андрей Рублев; 2) Симон Ушаков; 3) Дионисий; 4) Феофан Грек.

21 Религиозное движение в XVII в., принявшее социальную окраску:

1) униатство; 2) иконоборчество; 3) старообрядчество; 4) сектантство.

22. Славяно-греко-латинская академия, открытая в Москве в 1687 г., позднее была преобразована в:

1) Московскую духовную академию; 2) университет; 3) учительский институт; 4) институт иностранных языков.

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. В 1721 г. вместо патриаршества был создан коллегиальный орган — Синод. Обер-прокурор Синода в послепетровское время назначался из:

1) членов царской фамилии; 2) родовитых бояр или князей; 3) светских чиновников; 4) высших церковных иерархов.

2. Во второй половине XVIII в. власти предприняли попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь был (была):

1) И.И. Бецкой; 6) M.B. JIомоносов; 3) Е.Р. Воронцова-Дашкова; 4) Екатерина II.

3. Согласно "Табели о рангах" становился дворянином вместе со своими потомками всякий кто получал чин:

1) Х класса; 2) IX класса; 3) VIII класса; 4) VII класса.

4. Академия художеств в Петербурге открылась в:

1) 1757 г.; 2) 1758 г.; 3) 1759 г. 4) 1760 г.

5. Родоначальником классицизма, утвердившегося в русской литературе в середине XVIII в., стал перешедший на службу к Петру I сын молдавского господаря:

1) М.М. Херасков; 2) А.П. Сумароков; 3) А.Д. Кантемир; 4) В.И. Майков.

6. Указ, разрешивший старообрядцам публично отправлять богослужения и иметь свои церкви, был издан:

1) Петром III;2) Павлом 1;3) Екатериной II;4) Александром I.

7. Изданная при Петре I "Книга Марсова" была посвящена истории:

1) дома Романовых; 2) борьбы с Золотой ордой; 3) "Северной войны"; 4) войн, в которых принимала участие Россия.

8. "Меньшиковой башней" называют построенную в 1704—1707 гг. по проекту архитектора И.П. Зарудного церковь:

1) Покрова в Филях; 2) Ивана Воина на Якиманке; 3) Троицы в Никитниках; 4) архангела Гавриила на Чистых прудах.

9. Санкт-Петербург был основан в:

1) 1700 г.; 2) 1711 г.; 3) 1715 г.; 4) 1703 г.

10. Скульптура "Самсон, раздирающий пасть льва" в Петергофе и памятник Суворову в Петербурге созданы:

1) Ф.И. Шубиным; 2)И.П. Мартосом;3) М.И. Козловским; 4)Ф.Г. Гордеевым.

11. Скульптурный памятник Петру I, известный как "Медный всадник", создал скульптор:

1) И.П. Мартос; 2) Э.М. Фальконе; 3) Ф.И. Шубин; 4) М.И. Козловский.

12. Указ Петра I запрещал молодым дворянам:

1) поступать на воинскую службу; 2) поступать на гражданскую службу; 3) жениться; 4) посещать дворянские ассамблеи.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

1. Видный швейцарский республиканец полковник Лагарп известен в истории России как:

1) воспитатель наследника престола Александра Павловича; 2) дипломат, внесший заметный вклад в создание и деятельность Русско-Американской компании; 3) герой Отечественной войны 1812 г.; 4) ближайший сподвижник Петра I.

2. Формула "Сила власти — царю, сила мнения — народу" была выдвинута:

1) западниками; 2) славянофилами; 3) официальной пропагандой; 4) Синодом.

3. К шедеврам русской живописи относят полотна "Всадница", "Вирсавия", "Итальянское утро", "Итальянский полдень", написанные:

1) А.А. Ивановым; 2)В.А. Тропининым;3) О.А. Кипренским; 4) К.П. Брюлловым.

4. Самым значительным произведением А.М. Опекушина стал памятник:

1) Ф.М. Достоевскому; 2) Николаю I; 3) М.В. Ломоносову; 4) А.С. Пушкину.

5. Картины "Приезд станового на следствие" и "Чаепитие в Мытищах", отражающие идейные искания передвижников, принадлежат кисти:

1) И.Н. Крамского; 2) В.Г. Перова; 3)Ф.А. Васильева;4) И.Е. Репина.

6. Заказ на картину "Торжественное заседание Государственного совета" получил в началеXX в. известный художник:

1) И.Е. Репин; 2) И.Н. Крамской; 3) В.А. Серов; 4) В.М. Васнецов.

7. Циркуляр "о кухаркиных детях", запрещавший принимать в гимназии детей кучеров, прачек, лакеев и т.п., появился в царствование:

1) Павла I; 2) Николая I; 3) Александра II; 4) Александра III.

8. После пожара 1812 г. в Москве было построено здание Большого театра по проекту архитектора:

1) О.И. Бове; 2) М.Ф. Казакова; 3) А.Н. Воронихина; 4) Д.И. Жилярди.

9. Открытия А.М. Ляпунова, сделанные во второй половине XIX в., положили начало ряду важных направлений:

1) математики; 2) физики; 3) химии; 4) минералогии.

10. Кто из нижеперечисленных был славянофилом?

1) В.Г. Белинский; 2) К.С. Аксаков; 3) А.И. Герцен; 4) А.А. Бестужев.

11 Русский художник, автор картины «Явление Христа народу»:

1) А.А. Иванов; 2) О.А. Кипренский; 3) К.П. Брюллов; 4) Н.И. Крамской.

12. Приговор по делу петрашевцев был поразительно жестоким. Только за то, что читал письмо Белинского к Гоголю и передал его другому, был приговорен к казни молодой писатель:

1) Н.Г. Чернышевский; 2) Ф.М. Достоевский; 3) А.А. Григорьев; 4) Л. Н, Толстой.

13. Картина "Меншиков в Березове" написана:

1) В.И. Суриковым; 2) В.М. Васнецовым; 3) В.Г. Перовым; 4) А.Г. Венециановым.

14. Профессором химии работал известный композитор:

1) А.П. Бородин; 2) М.П. Мусоргский; 3) Н.А. Римский-Корсаков; 4) Ц.А. Кюи.

15. Всю жизнь посвятил созданию аппарата тяжелее воздуха русский изобретатель, живший в XIX веке:

1) А.Ф. Можайский; 2) Л.Б. Красин; 3) К.Э. Циолковский; 4) И.И. Сикорский.

16. Музыкальные произведения "Петрушка" и "Весна священная" созданы:

1) С.В. Рахманиновым; 2) А.К. Глазуновым; 3) И.Ф. Стравинским; 4) Н.А. Римским-Корсаковым.

17. В 1873 г. была поставлена опера "Псковитянка", первая опера композитора:

1) Н.А. Римского-Корсакова; 2) М.П. Мусоргского; 3) Ц.А. Кюи; 4) А.П. Бородина.

18. Первую Российскую кругосветную морскую экспедицию возглавил:

1) И.Ф. Крузенштерн; 2) Ю.Ф. Лисянский; 3) Ф.П Литке; 4) В.М. Головнин.

19. Картина "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" принадлежит кисти:

1) В.И. Сурикова; 2) В.Г. Перова; 3) И.Е. Репина; 4) В.В. Верещагина.

20. Автор оперы "Садко":

1) Н.А. Римский-Корсаков; 2) М.П. Мусоргский; 3) Ц.А. Кюи; 4) П.И. Чайковский.

21. Кто является автором скульптурных групп, установленных на Аничковом мосту в Петербурге?

1) И.П. Мартос; 2) Э.М. Фальконе; 3) П.К. Клодт.

22. В честь кого установлен первый памятник в Москве?

1) Ю. Долгорукова; 2) К. Минина и Д. Пожарского; 3) А.С. Пушкина.

23. Автор оперы "Борис Годунов".

1) М.П. Мусоргский; 2) Н.А. Римский-Корсаков; 3) М.А. Балакирев; 4) А.П. Бородин.

24. Известный художник В.И. Суриков родился в семье:

1) казака; 2) священника; 3) офицера; 4) врача.

25. Основателем петербургской математической школы был:

1) П.Л. Чебышев; 2) А.М. Ляпунов; 3) Н.И. Лобачевский; 4) Б.С. Якоби.

26. Автор оперы "Хованщина":

1) М.П. Мусоргский; 2) Н.А. Римский-Корсаков; 3) М.А. Балакирев; 4) А. П. Бородин.

27. Любил цитировать Пушкина, а из русских писателей выше остальных ценил Гоголя российский император:

1) Александр 1; 2) Александр II; 3) Николай I; 4) Николай II.

28. Кто из русских писателей написал повесть «Сорока-воровка»?

1) М.Ю. Лермонтов; 2) А.И. Герцен; 3) А.С. Пушкин.

29. Где был первоначально установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому?

1) на территории Кремля; 2) в Александровском саду; 3) в центре на Красной площади; 4) рядом с храмом Василия Блаженного.

30. На какое время приходится великий пост?

1) от Рождества до Крещения; 2) от Иванова до Ильина дня; 3) от Масленицы до Пасхи; 4) от пасхи до Троицы.

31. Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге?

1) А.Н. Воронихин; 2) О. Монферан; 3) Дж. Кваренги; 4) Б. Растрелли.

32. Какой журнал издавал А.С. Пушкин?

1) «Отечественные записки»; 2) «Современник»; 3) «Сын Отечества»; 4) «Северная пчела».

33. Кто из русских архитекторов является автором здания Манежа в Москве?

1) М.Ф. Казаков; 2) Д.И. Жилярди; 3) О.И. Бове; 4) К.А. Тон.

34. Русский художник, автор картины «Сватовство майора»

1) В.А. Тропинин; 2) К.П. Брюллов; 3) П.А. Федотов; 4) О.А. Кипренский.

35. Кто является архитектором Исаакиевского собора в Петербурге?

1) К.И. Росси; 2) И.Е. Старов; 3) О. Монферан; 4) Дж. Кваренги.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

1. Имя генерала А.Л. Шанявского известно в связи с тем, что он:

1) стал героем русско-японской войны в сражении под Ляояном; 2) пожертвовал средства на открытие в Москве народного университета; 3) сформировал казачий национальный полк в Бурятии; 4) внес наибольший вклад в успех "брусиловского прорыва" в ходе 1-ой мировой войны.

2. Направление в искусстве, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления, носит название:

1) импрессионизм; 2) реализм; 3) супрематизм; 4) авангардизм.

3. Выдающийся ученый В.И. Вернадский своими идеями о биосфере и ноосфере заложил основы современной:

1) экологии; 2) этнологии; 3) палеонтологии; 4) всех указанных наук.

4. В началеXX в. объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия — краеугольный камень человеческого бытия и искусства:

1) славянофилы; 2) символисты; 3) акмеисты; 4) футуристы.

5. Лауреатами Нобелевской премии в 1904 и 1908 гг. стали известные русские ученые:

1) Д.И. Менделеев и Н.Е. Жуковский; 2) И.П. Павлов и И.И. Мечников; 3) Д.И. Менделеев и И.П. Павлов; 4) И.И. Мечников и Д.И. Менделеев.

6. Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк — это:

1) авторы сборника футуристов «Пощечина общественному вкусу»; 2) авторы философского сборника «Вехи»; 3) участники «Русских сезонов» в Париже.

7. Первая русская игровая картина, снятая в 1908 г., называлась:

1) "Стенька Разин и княжна", 2) "Оборона Севастополя"; 3) "Оборона Порт-Артура"; 4) "Покорение Сибири".

8. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. "Ассоциацию эгофутуристов" возглавлял:

1) В. Хлебников; 2) Д. Бурлюк; 3) И. Северянин; 4) В. Маяковский.

9. «Мы были и есть первые большевики в искусстве» — это лозунг:

1) акмеистов; 2) символистов; 3) футуристов.

10. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:

1) И. П. Аргунов; 2) В. В. Кандинский; 3) А. В. Лентулов; 4) К. С. Малевич; 5) Р. Р. Фальк; 6) М. 3. Шагал.

11.Творческое общество "Мир искусства" оставило глубокий след в развитии не только живописи, но и:

1) оперы и балета; 2) оформительского искусства и художественной критики; 3) музейного и выставочного дела; 4) верно все указанное.

12. Деятельность «Мира искусства» отражала идею:

1) синтеза различных видов искусств; 2) возвращения к народным традициям; 3) отрицания предшествующего культурного опыта.

13. Вклад М. Е. Пятницкого в русскую культуру в том, что он:

1) организовал первую театральную школу-студию; 2) основал русский народный хор; 3) создал первую в стране киностудию.

14. Стойкость и мужество защитников Москвы прославил в повести "Волоколамское шоссе":

1) К. Симонов; 2) А. Бек; 3) Л. Леонов; 4) Б. Горбатов.

15. Направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание новой урбанистической цивилизации носит название:

1) футуризм; 2) символизм; 3) нигилизм; 4) акмеизм.

16.Известный поэт-символист, который в 1920 г. вступил в партию большевиков, занимал ряд административных должностей в советских культурно-просветительских организациях, был ректором Высшего литературно-художественного института, — это

1) К. Д. Бальмонт; 2) А. А. Блок; 3) В. Я. Брюсов.

17. В одной из своих статей 20-х гг. В. В. Маяковский писал: «Это протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные ленты, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Это новая форма, введенная непосредственно жизнью». Речь идет о деятельности объединения:

1) Пролеткульт; 2) «Окна РОСТА»; 3) «Ассоциация художников революционной России» (АХРР).

18. Автор знаменитого плаката «Ты записался добровольцем?» (1920):

1) В. Н. Дени; 2) Д. С.Moop; 3) В. В.. Маяковский.

19. Повесть "Дни и ночи" о героизме защитников Сталинграда была написана:

1) Б. Горбатовым; 2) К. Симоновым; 3)Л.Леоновым; 4) А. Толстым.

20. Гордостью отечественного авиастроения стало создание четырехмоторного самолета "Илья Муромец", который сконструировал:

1) Н.Е. Жуковский; 2)И.И. Сикорский;3) Н.И. Кибальчич; 4)А.И. Микоян.

21. Золотой медалью на Парижской выставке искусств в 1926 г. был отмечен кинофильм:

1) «Броненосец Потемкин» С. М.Эйзенштейна; 2) «Мать» В. И. Пудовкина; 3) «Чапаев» братьев Васильевых.

22. Тему сталинских репрессий в советской литературе открывает роман "Не хлебом единым", принадлежащий перу:

1)А.И. Солженицына;2)В.Д. Дудинцева;3) Б.Л. Пастернака; 4)В.Т. Шаламова.

23. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), оформившаяся в 1925 г., оценивала литературные произведения:

1) исходя из их художественных достоинств; 2) с точки зрения социального происхождения автора; 3) по тематической направленности, отвергая все те произведения, где не затрагивались проблемы рабочего класса; 4) с учетом того является или не является автор членом РАППа.

24. Главным итогом борьбы за чистоту литературы в 1946-м — начале 1950-х гг. стал (стало):

1) закрытие ряда журналов; 2) запрещение литературных произведений; 3) преследование и репрессии ряда авторов; 4) застой в отечественной литературе.

25. В феврале 1948 г. ЦК. ВКПБ издал постановление "О декадентских тенденциях в советской музыке", где критике подвергся композитор:

1) Д.Д. Шостакович; 2) А.И. Хачатурян; 3) В.И. Мурадели; 4) Н.Я. Мясковский.

26. Назовите главную цель культурной революции в СССР:

1) утверждение марксистской идеологии в качестве государственной; 2) ликвидация неграмотности населения; 3) всесторонний расцвет духовной культуры общества.

27. В 30-е гг. была разгромлена «школа Покровского», представители которой вели научные исследования в области:

1) биологии; 2) истории; 3) философии.

28. Первый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в:

1) 1932 г.; 2) 1933 г.; 3) 1934 г.

29. Первым председателем Союза советских писателей был:

1)М. Горький; 2) А. Н. Толстой; 3) А. А. Фадеев.

30.Самым популярным среди советской молодежи был опубликованный в 1934 г. роман:

1) «Мы» Е. И. Замятина; 2) «Разгром» А. А. Фадеева; 3) «Как закалялась сталь» Н. А.. Островского.

31. За пессимизм стихов "Враги сожгли родную хату" в послевоенный период подвергся официальной критике поэт:

1) М.В. Исаковский; 2) К.М. Симонов; 3) С.П. Гудзенко; 4) А.Т. Твардовский.

32. Кинорежиссер А.А. Тарковский, театральный режиссер Ю. П.Любимов, поэт И.А. Бродский — что объединяет эти имена:

1) все они в разные годы стали лауреатами Ленинской премии: о) в разные годы их выдвигали кандидатами на получение Нобелевской премии; 3) в 1969 г. они создали первую в СССР открытую общественную ассоциацию — инициативную группу защиты прав человека в СССР; 4) все трое не по своей воле оказались за пределами СССР на чужбине.

33. После январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, обозначившего радикализацию демократических процессов в обществе, гласность приобрела особый размах. Были опубликованы произведения, не допускавшиеся ранее в печать. Среди них повесть "Ночевала тучка золотая" принадлежащая перу:

1) А.Н. Рыбакова; 2) Ю.В. Трифонова; 3) В.Д. Дудинцева; 4) А.И. Приставкина.

34. В начале 1936 г. газета «Правда» опубликовала статью «Сумбур вместо музыки», в которой сокрушительной критике подверглось произведение известного советского композитора. Речь шла:

1) о балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»; 2) об опере Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»; 3) о музыке И. О. Дунаевского к кинофильму «Веселые ребята».

35. Одна из указанных норм не принадлежит к христианским заповедям:

1) не убий; 2) люби ближнего как самого себя; 3) человек человеку друг, товарищ и брат; 4) возлюби врага своего.

36. Обучение в России в началеXX в. было:

1)платным; 2) бесплатным; 3) в зависимости от имущественного ценза семьи; 4) в начальных учебных заведениях бесплатным, а в средних платным.

37. Кто из наших соотечественников в 1933 г., находясь в эмиграции, стал лауреатом Нобелевской премии:

1) Ф.И. Шаляпин; 2) С.И. Рахманинов; 3) Н.К. Рерих; 4) И.А. Бунин.

38. Автор музыки Гимна Советского Союза:

1) А. В. Александров; 2) М. И. Блантер; 3) И. О. Дунаевский.

39. И. В. Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова в кинофильме:

1) «Закройщик из Торжка»; 2) «Праздник святого Иоргена»; 3) «Волга-Волга».

40. «Песня о Родине» И. О. Дунаевского и В. И. Лебедева-Кумача прозвучала в кинофильме:

1)«Цирк»; 2) «Свинарка и пастух»; 3) «Светлый путь».

41. Режиссер-постановщик популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»:

1) Г. В. Александров; 2) Г. М. Козинцев; 3) И. А. Пырьев.

42. Известная скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» впервые экспонировалась в:

1) 1937 г. на Всемирной выставке в Париже; 2) 1938 г. на Международной выставке в Нью-Йорке; 3) 1939 г. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

43. В 1935 г. в Москве был взорван храм Христа Спасителя. На его месте предполагалось построить:

1) зимний бассейн; 2) Дворец Советов; 3) резиденцию Сталина.

44. Чаяния российской интеллигенции о правовом государстве в стихотворной форме "В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти" выразил:

1) В.М. Дорошевич; 2) В.А. Гиляровский; 3) В.М. Маяковский; 4) А.А. Блок.

45. Термин «оттепель» вошел в политический лексикон благодаря:

1) И. Г. Эренбургу; 2) А. И. Солженицыну; 3) А. А. Фадееву.

46. К числу первых произведений «обновленческого» направления относятся:

1) «Оттепель» И. Г. Эренбурга; 2) «Молодая гвардия» А. А. Фадеева; 3) «Времена года» В. Ф. Пановой; 4) «Поднятая целина» М. А. Шолохова.

47. В началеXX в. против реалистического искусства стали выступать:

1) поэты-символисты; 2) поэты-акмеисты; 3) художники-авангардисты; 4) поэты-футуристы.

48. Патриархом русского символизма считают поэта Серебряного века.

1) Д.С. Мережковского; 2) И.В. Северянина; 3) З.Н. Гиппиус; 4) Н.С. Гумилева.

Приложение № 4 Список произведений отечественного искусства

  1. Дмитриевский собор. 1194-1197. Владимир.
  2. Церковь Покрова на Нерли 1165.
  3. "Благовещение"(Устюжское Благовещение).Икона. Новгород. 1130-1140
  4. Владимирская Богоматерь. Икона. Начало XII. Византия.
  5. "Спас Нерукотворный". Икона. Новгород.
  6. Феофан Грек. "Богоматерь Донская". Около 1350-1410.
  7. Феофан Грек. "Успение Богоматери".
  8. А. Рублев. "Звенигородский чин". Спас.
  9. А. Рублев. "Троица". Первая половина XV в.
  10. Дионисий. Алексий, митрополит московский с житием. Нач. XVII в.
  11. Дионисий. "Распятие". 1500 гг.
  12. Никитин И.И. Портрет Г.И. Головкина. 1720-е гг.
  13. Аргунов И.П. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
  14. Рокотов Ф.С. Портрет А.П. Струйской.
  15. Левицкий Д.Г. Портрет графини Урсулы Мнишек. 1782.
  16. Боровиковский В.Л. Портрет М.И. Лопухиной 1797.
  17. Фальконе Э. Памятник Петру I (Медный всадник) в Петербурге.
  18. Казаков М.Ф. Петровский путевой дворец. Москва.
  19. Баженов В.И. Дом Пашкова. Москва.
  20. Росси К.И. Александринский театр.
  21. Монферан О. Исаакиевский собор в Петербурге.
  22. Мартос И.П. Памятник Минину и Пожарскому.
  23. Клодт П.К. Укрощение коня. (1833-1850).
  24. Кипренский О. Портрет А.С. Пушкина. 1827.
  25. Тропинин В.А. Кружевница. 1823.
  26. Венецианов А.Г. На пашне. Весна. Конец 1820-х гг.
  27. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1832.
  28. Иванов А.А. Явление Христа народу. 1837-1857.
  29. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
  30. Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872.
  31. Ге Н.Н. Голгофа. 1893.
  32. Верещагин В.В. Апофеоз войны. 1871.
  33. Саврасов А.К. Грачи прилетели. 1871.
  34. Репин И.Е. Бурлаки на Волге. 1870-1873.
  35. Суриков В.И. Меньшиков в Березове.
  36. Серов В.А. Девочка с персиками. 1887.
  37. Врубель М.А. Демон сидящий. 1890.
  38. Рерих Н.К. Заморские гости. 1901.
  39. Кустодиев Б.М. Купчиха. 1905.
  40. Кандинский В. В. Москва. Красная площадь.
  41. Фальк Р.Р. Красная мебель.
  42. Шехтель Ф. Особняк Рябушинского
  43. Шагал М.З. Прогулка.
  44. Малевич К.С. Черный квадрат.
  45. Петров-Водкин К.С. Купание красного коня. 1912.
  46. Микешин М.О. Памятник «Тысячелетие России».
  47. Мухина В.И. Рабочий и колхозница.
  48. Вучетич Е.В. Советский воин-освободитель.
  49. Дейнека А.А. Оборона Севастополя
  50. Пластов А.А. Фашист пролетел.

Приложение № 5 Список заданий на подготовку творческих
заданий в форме презентаций

1. Становление понятия "культура" от античности до наших дней.

2. Сущность культуры и ее предназначение.

3. Истолкование культурологами понятия "культура" и "цивилизация" (Н.А.Бердяев).

4. Истолкование культурологами понятия "культура" и "цивилизация" (О.Шпенглер).

5. Истолкование культурологами понятия "культура" и "цивилизация" (М.Вебер).

6. Единство и многообразие культуры.

7. Трактовка культуры Н.А.Бердяевым.

8. Сущность ленинской концепции "двух культур".

9. Культура как тип социальной памяти и опыта.

10. Культура как способ социализации личности.

11. Культура общения и поведения.

12. Общая и профессиональная культура юриста.

13. Современная "молодежная культура": особенности и проблемы.

14. Выбор ценностей культуры как средства формирования личности.

15. Раскрытие проблемы человека и культуры в трудах Н.А.Бердяева.

16. Концепция локальных цивилизаций и замкнутых культур.

17. Неофрейдизм и теория "культурных архетипов" К.Г.Юнга.

18. Антропологический подход к изучению культуры: концепции Э.Б.Тейлора,
Дж.Дж.Фрейзера, Л.Г.Моргана.

19. Антропологическое обоснование неравномерности развития культуры.

20. Этнос и культура в концепции П.Н.Гумилёва.

21. Марксистская концепция культуры.

22. Ценность как основа и фундамент культуры: концепция культуры и культурных типов П.Сорокина.

23. Типология культуры О.Шпенглера и А.Тойнби: общее и особенное.

24. Н.Я Данилевский о заимствованиях культурных ценностей.

25. Раздвоение труда, формирование интеллигенции и элитарной культуры.

26. Народная культура, ее достижения и перспективы развития.

27. Традиционная народная культура прошлого (культурное наследие или актуальный, культуротворческий компонент).

28. Взаимодействие народной культуры и элитарной.

29. Русская народная культура и ее сущность.

30. Элитарная культура в России.

31. Массовая культура как социальный заказ.

32. Роль технического прогресса в развитии культуры.

33. Массовая культура в современной России.

34. Основные этапы становления человека.

35. Материальная культура первобытного общества.

36. Наскальная и пещерная живопись.

37. Пиктография - первая письменность.

38. Первобытная скульптура, украшения.

39. Рациональное и сверхъестественное в сознании первобытного человека.

40. Эдуард Тейлор о первобытной культуре.

41. Д.Фрезер о магии.

42. Религиозные системы и мифология египтян, шумеров, вавилонян и др.: общее и особенное.

43. Эволюция искусства в странах Древнего Востока - от сакрального к светскому.

44. Основные достижения культуры Древнего Китая.

45. Достижения индо-буддийской культуры.

46. Великие древнеиндийские эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна".

47. Математические знания египтян, шумеров, вавилонян, индийцев, китайцев.

48. Социальные и мировоззренческие основы античной культуры.

49. Полис как социальная основа и ядро античной культуры.

50. Достижения архитектуры в Древней Греции.

51. Греческая трагедия: проблема свободы и судьбы в античности.

52. Культура эллинизма: основные достижения.

53. Празднества в Древней Греции.

54. Художественная культура Древнего Рима.

55. Архитектура и скульптура Древнего Рима.

56. Античная мифология. Проблема взаимоотношения бога и человека в античной культуре.

57. Роль античности а европейской цивилизации.

58. Рыцарская культура (ценности, нормы, образ жизни, творчество).

59. Народная культура в средневековой Европе.

60. Образование в Средние века (школы, университеты).

61. Культура средневекового города.

62. Романский и готический стили в архитектуре.

63. Воспитание нового человека Возрождения, идеал гражданственности.

64. Особенности научно-технического прогресса в Европе XIX века.

65.Открытия в науке (на выбор: математика, физика, химия, биология, социология, философия) и создание новой картины мира.

66. Основные художественные направления в литературе и искусстве XIX века (романтизм, реализм, идеализм, модернизм - на выбор).

67. О.Шпенглер и П.Бердяев о кризисе европейской культуры.

68. Творчество имперссионистов (на выбор:К. Писсарро, Э. Мане, Э. Дега, А. Сислей, К. Моне, О. Ренуар).

69. Значение мировой войны в углублении кризиса культуры (Н.А. Бердяев, М. Вебер).

70. Искусство как форма протеста (дадаизм).

71. Формирование нового языка в искусстве XX столетия (сюрреализм, кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм, литература "потока сознания", абстракционизм – на выбор).

72. Современные течения в искусстве (конструктивизм, функционализм, минимализм на выбор).

73. Internet: изменение стиля мышления и образа жизни.

74. Мультимедийные системы и виртуальные миры.

75. Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.) (культ секса, психотропных препаратов, использование современных достижений науки и техники длявхождение в состояние транса).

76. Антигуманизм, тема ужаса, культ повседневности как выражение кризиса современной культуры.

77. Идея "прогресса" и ее значение для науки о культуре.

78. Интеллектуальный и духовный потенциал человека будущего.

79. Спасение природы как социокультурная проблема.

80. Историко-культурный процесс в России: его закономерности, особенности и внутренние детерминанты.

81. Общинный уклад жизнедеятельности русского народа.

82. Фольклорная (народная) культура русских.

83. Социальная «Правда» как идейный фокус народной культуры (А.И. Клибанов).

84. Характер русского народа в его социокультурном развитии.

85. Русская духовная культура и ее ведущие черты.

86. Русские календарные обряды и праздники: смысл и значение.

87. Русская культура на пересечении "двух миров": сотрудничество, взаимообогащение, проблема выбора.

88. Н.Я. Данилевский о русской культуре.

89. В.В. Розанов о русской культуре и русских людях.

90. Идея соборности в русской религиозной традиции.

91. Индоевропейские корни культуры славянских народов.

92. Вклад академика Б.А. Рыбакова в исследование древнерусской культуры.

93. Восточнославянская община ("вервь","мир") как социокультурная основа
жизнеустройства сельского населения.

94. Городское вече как реальное проявление демократизма древнерусской культуры.

95. Язычество как мифологическое восприятие неразрывной связи мира природы и человека.

96. Языческие мотивы и сюжеты в русской литературе и искусстве.

97. Историко-культурные предпосылки и причины христианизации Древней Руси.

98. Воздействие церкви на развитие древней русской культуры.

99. Роль христианской нравственности в формировании характера русского человека.

100. Развитие зодчества, живописи и ювелирного искусства в христианской Руси.

101. Памятники древнерусской архитектуры XI-XII вв.

102.Христианские мотивы в творчестве выдающихся русских писателей, поэтов, художников, музыкантов.

103. Эпоха средневековья как качественно новый этап в развитии культуры русского народа.

104. Великорусская народность как субъект рождения нового типа культуры.

105. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом - духовный стержень патриотической литературы.

106. Устное народное творчество и его ведущие мотивы в средневековой Руси.

107. Русские писатели средневековья о судьбах Отечества.

108. Петровские преобразования: проблема сочетания ценностей Запада и ценностей России.

109. Секуляризация художественной и бытовой жизни России в XVIII в.

110. Светская портретная живопись как новое явление русской культуры.

111. Санкт-Петербург - символ новой культуры, великое явление творчества русского народа.

112. Достижения выдающиеся отечественных зодчих XVIII века (на выбор В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов).

113. Отечественная наука и техника второй половины XVIII в.

114. Прикладное искусство и народные промыслы второй половины XVIII в.

115. Русская литература второй половины XVIII в.

116. Вклад М.В. Ломоносова в развитие культуры.

117. Основание Академии наук и развитие отечественной науки в первой половине XVIII в.

118. Возникновение русского профессионального театра. Ф.Г. Волков.

119. А.Н. Радищев как великий просветитель России.

120. Культурный взлет России в XIX веке: истоки и реальность.

121. Исторический вклад декабристов в развитие русской культуры.

122. Реформы 1860-х годов и их культурное значение.

123. Революционный романтизм и критический реализм в культуре XIX века.

124. А.С. Пушкин - непревзойденный феномен русской национальной культуры.

125. Л.Н. Толстой - великий писатель и мыслитель России.

126. Ф.М. Достоевский - защитник униженных и оскорбленных.

127. Русская музыка - отражение духа народного.

128. Расцвет русской живописи XIX века: великие имена.

129. Развитие науки в России в XIX веке: новый этап.

130. Естественные науки в России XIX века.

131. "Серебряный век" русской литературы и искусства: отличительные черты.

132. Русский модерн и авангард как феномены мировой культуры.

133. Русская общественная мысль XIX - начала XX века в поисках будущего России.

134. Образ русской революции в искусстве.

135. Русская революция и культурные преобразования.

136. Русская культура за рубежом: история и современность.

137. СССР - исторические и социально-экономические условия формирования нового типа культуры.

138. Борьба в сфере культуры в первые годы советской власти (Пролеткульт и В.И.Ленин).

139. Попытки советской власти противостоять разрушениям культуры в ходе гражданской войны.

140. Выдающиеся достижения духовной культуры в советский период (литературы, кино, театра, балета, музыки и т.д. - на выбор).

141. Советская многонациональная литература - феномен мирового масштаба.

142. М.Горький - родоначальник литературы социалистического реализма.

143. М.А. Шолохов - гениальный автор "энциклопедии народной жизни".

144. Малый театр и МХАТ - верные хранители русской реалистической традиции.

145. Большой театр Союза ССР и его всемирная слава.

146. Музыкальное искусство и его великие представители (на выбор: С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, С. Лемешев и др.).

147. Советский кинематограф - явление мирового масштаба (С.Эйзенштейн, братья Васильевы, С. Бондарчук, С. Герасимов и др.)

148. Советская наука и ее достижения.

149. Покорение космоса - совокупный итог развития советской науки и техники.

150. Идейное и духовное противостояние в сфере культуры на разных этапах советской власти.

151. Отдельные представители интеллигенции против системы советских ценностей (на выбор: А.Солженицын, В.Аксенов. В.Астафьев, В.Буковский и др.): причины и результаты.

152. Преобразующая миссия советской культуры для народов СССР.

153. Уроки и историческое значение советской культуры для новых поколений, для духовного опыта человечества.

154. "Что сулит миру (и нашей культуре) расчленение России"? (И. Ильин).

155. Бездуховность как феномен современного российского общества.

156. Российская литература и искусство на рубеже XX-XXI столетий.

157. Проблема существования субкультуры "новых русских".

158. Социокультурные последствия социального расслоения российского общества.

159. Идейная переориентация творцов культуры в постсоветской России.

160. Деструктивные процессы в системе образования.

161. Разрушение традиционных представлений о любви, семье и браке.

162. Художник и рынок: проблема выживания.

163. Информационная безопасность России: необходимость культурно-просветительных мер в сфере образования, коммуникаций.

164. Символ в средневековой культуре.

165. Античное наследие в культуре Ренессанса.

166. Средневековая смеховая культура.

167. Природно-климатический фактор и культура России.

168. Современная художественная интеллигенция России и власть.

169. Конфликт (противостояние?) ценностей в современной России.

170. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

171. Научный и художественный взгляды на мир.

172. Творец в искусстве и науке.

173. Составляющие профессиональной культуры инженера.

174. Культура как производство самого человека.

175. Культура и природная среда.

176. Социальные перспективы современной модернизации России.

177. Современная техника и человеческое бытие.

178. Будущее человечества - "единый мир"?

179. Современные межцивилизационные противоречия.

180. Контркультура как понятие.

181. Субкультурные объединения современной молодежи.

182. Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.

183. Взгляд на природу в западной и восточной культурах.

184. Культурология как интегративная наука о культуре.

185. Понятие и многообразие подходов к определению культуры.

186. Сущность культуры.

187. Структура культуры.

188. Основные функции культуры.

189. Проблемы современной молодежи в науке.

190. Молодежнаяинтернетзависимость в виртуальных мирах: духовно-религиозный аспект.

191. "Электронная зависимость" современной молодежи: культурный взлет или духовный.

192. Технологии дополненной реальности и перспективы современной культуры


Литература

Основная

Гуревич П.С. Культурология: учеб.для сред. проф. учеб. заведений/ П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 326 с.

Доброхотов А.П., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие/ А.П. Доброхотов, А.Т. Калинкин. - М.: Проспект, 2012. – 168 с.

Кравченко А.И. Культурология: учебник/ А.И. Кравченко. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2010. – 285 с.

Дополнительная

Антосевич Г.С. Краткий курс по культурологии / Г.С. Антосевич. - 4-е издание, стереотипное.- М.: Окей-книга, 2012. – 128 с.

Костина А.В. Культурология. [ Электронный ресурс] Электронный учебник. Объектом электронного учебника является издание: Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с. – 1 CD-ROM.

Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 3 изд., доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 335 с.

Лекции по культурологии. [ Электронный ресурс] Аудиокурс. ИДДК. – М., 2007. 1 CD-ROM/ - Заглавие с диска.

Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов/Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 559 с.

Рябцев Ю.С


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: