Содержание
Рабочая учебная программа дисциплины | ||
1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП | ||
1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности «Филология» | ||
1.3 Структура курса | ||
1.4 Содержание курса | ||
1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины | ||
1.5.1 Планы семинарских (практических) занятий | ||
1..5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | ||
1.5.3 Перечень основной и дополнительной литературы | ||
1.6 Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации студентов | ||
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины | ||
Методические рекомендации для преподавателя | ||
Методические указания для студента | ||
Технологическая карта |
Рабочая учебная программа дисциплины
|
|
Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП
Стилистика – филологическая дисциплина, изучающая не одинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.
Изучение стилистики в вузе имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры. Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы культуры речи и методики преподавания языка в средней школе, имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода.
Основная задача курса – развить умение студентов оптимально использовать средства русского литературного языка при устном и письменном общении в тех сферах, которые связаны с их учебной и профессиональной деятельностью. Решение этой задачи предполагает достижение целей: повышение культуры и уровня образованности студентов, развитие коммуникативных способностей и готовности к речевому взаимодействию, определение путей речевого самосовершенствования.
Задачами преподавания стилистики являются: изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи, развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.
|
|
Учение о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств тесно связано с функциональной стилистикой. Поэтому изучаемая дисциплина рассматривает проблемы в трех аспектах. Первый аспект - нормативно-исторический - связан с таким качеством речи, как правильность. Правильной признается речь, в которой соблюдаются нормы литературного языка. Соответственно учение о норме, ее природе является центральным в теории культуры речи. При изучении нормы обращается внимание на ее динамический характер. Второй и третий аспекты культуры речи и стилистики – коммуникативный и этический. Для построения речи необходимо умение выбирать языковые средства из числа синонимичных и параллельных способов выражения. Поэтому предметом изучения являются стилистически окрашенные единицы языка, система стилистических ресурсов языка в целом и функциональные стили. При оценке достоинств речи определяющим является принцип коммуникативной целесообразности.
Согласно учебному плану данная дисциплина изучается в 7 семестре. На лекционные занятия отводится 20 часов, на практические занятия – 24 часа, на самостоятельную работу планируется 46 часов. Предусматриваются и письменные работы. При их выполнении студентам необходимы такие навыки и умения, как анализирование текста, использование вариантных средств выражения в области лексики, морфологии и синтаксиса, определение достоинств речи и ее недостатков с учетом специфики функционального стиля, выявление средств создания образности в художественной речи.
Коммуникативные задачи направлены на развитие:
- умений нормативно и целесообразно использовать языковые средства в процессе построения речи во всех областях речевой деятельности с учетом задач коммуникативного акта;
- умений самостоятельно продуцировать тексты разных функциональных стилей с учетом разных видов устной и письменной коммуникации;
- умений распознавать особенности функциональных стилей русского языка;
- умений эффективного использования коммуникативных стратегий, специфичных для каждой сферы общения (стиля).
Когнитивные задачи направлены на формирование и развитие:
- критического мышления (способности производить логические операции: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение, вывод и комментирование);
- способности извлекать, определять и систематизировать актуальную и стилистически значимую информацию из разных отечественных и зарубежных источников на бумажных и электронных носителях.
Развивающие задачи направлены на формирование и развитие:
- общеязыковой и лингвостилистической культуры;
- способности к расширению и систематизации накопленных знаний по стилистике русского языка и культуре речи;
- умений использовать современные информационные технологии при различных видах работы с информацией (поиск, извлечение, сообщение и др.).
Место учебной дисциплины в структуре
Данная учебная дисциплина входит в раздел ОПД.Ф.15. Профиль «Русский язык в межнациональном общении». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих дисциплин: «Введение в языкознание», «Основной язык/языки (теоретический курс)»; «Филологическое обеспечение коммуникаций»; «Основы филологической работы с текстом (создание / редактирование / перевод)».
|
|
В результате обучения студенты должны иметь представление обобъекте и предмете стилистики;о взаимосвязи стилистики, культуры речи и риторики; о вариативности языка и нормы;региональном аспекте и учитывать его в практике стилистической корректировкитекста; стилевой дифференциации русского языка; закономерностях построения документации в соответствии с определенными требованиями.
Этот курс связан с такими дисциплинами, как современный русский язык, текстология, литературное редактирование, литературоведение (поэтика художественных текстов). Содержание дисциплины «Стилистика и культура речи русского языка»служит основой для освоения дисциплин общего языкознания, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, теории перевода.
Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности «Филология»
В результате освоения дисциплины студент должен
знать: экстралингвистические исобственно лингвистические основы разграничения функциональных разновидностей современного русского языка,внутриструктурную организацию стилей,ресурсы языка и нормы, принципы организации речевых средств в пределах определенногофункционально-стилевого единства, закономерности использования синонимических способов выражения всоответствии с условиями и целями коммуникации; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; закономерности построения текстов научного, публицистического, художественного, разговорно-бытового и официально-делового стилей;
уметь: разграничивать области применения функциональных стилей русского литературного языка, выявлять особенности официально-делового, научного, публицистического,художественного и разговорного стилей;особенности текста;изобразительно-выразительные средства;давать стилистическую характеристику языковых единиц, вариантов;целесообразно использовать языковые средства в процессепостроения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;самостоятельно продуцировать тексты любого функционального стиля в егоразличных жанрах в устной или письменной формах, проводить стилистический анализ текстов различной стилевойпринадлежности,
|
|
владеть стилистическими ресурсами языка; оперировать средствами, способами и приемами выражения заданного смысла; владеть навыками работы с письменными текстами различных жанров, со словарями; эффективно использовать коммуникативные стратегии, специфичных для разных сфер общения.