В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по преобразованию природы, потребовавший обобщений, выводов и знания процессов, протекающих в окружающем мире.
Еще в древних культурах Востока и в Египте начали формироваться научные знания, появились сведения по астрономии, геометрии и медицине. Но чаще всего появление науки датируют VI веком до н. э., когда Греция пришла к такому уровню развития, при котором умственный и физический труд стали сферами деятельности разных социальных слоев. В этой связи у той части общества, которая занималась умственным трудом, появилась возможность для регулярных занятий. Кроме того, мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло познавательную активность общества.
Наука, как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность, связанную с получением знаний о мире, и одновременно всю совокупность этих знаний, результат познания. Наука с самого своего основания систематизировала, описывала, отыскивала причинно-следственные связи явлений, ставших предметом ее внимания. Таким предметом для нее был весь окружающий мир, его устройство, происходящие в нем процессы. Для науки характерны поиск закономерностей различных явлений действительности и выражение их в логической форме. Если для искусства формой выражения и отражения мира является художественный образ, то для науки — логический закон, отражающий объективные стороны и процессы природы, общества и др. Строго говоря, наука — сфера теоретического знания, хотя она выросла из практической необходимости и продолжает быть связана с производственной деятельностью людей. В целом ей, при наличии конкретных наук, свойственно устремление к обобщению и формализации знания.
|
|
В отличие от других видов духовной культуры наука требует специальной подготовленности, профессионализма от тех, кто ею занимается. Она не обладает свойством всеобщности. Если мораль, религия и искусство в различных своих формах тесно связаны практически с каждым человеком, то наука оказывает влияние на общество в целом лишь косвенно, в виде определенного уровня знаний, развития различных отраслей производства, реалий повседневной жизни.
Науке присущ постоянный прирост знания, в ней идут два встречных процесса: дифференциация по различным отраслям и интеграция, появление новых отраслей научного знания “на стыке” различных ее сфер и областей.
В процессе своего развития наука выработала различные методы научного познания, такие, как наблюдение и эксперимент, моделирование, идеализацию, формализацию и другие. За многие века своего существования она прошла сложный путь от неконцептуального знания до становления теории (см. схему 5). Наука оказывает воздействие на интеллектуальную культуру общества, развивая и углубляя логическое мышление, предлагая специфический путь поиска и построения аргументации, способов и форм постижения истины. В той или иной форме наука накладывает отпечаток на моральные нормы и всю систему нравственности общества, на искусство и даже, в определенной мере, на религию, которой время от времени приходится приводить свои основные принципы в соответствие с неопровержимыми научными данными. (Например, уже в конце XX века официальная католическая Церковь все больше отходит от идеи сотворения человека. Она признает сотворение мира, полагая, что дальнейшее его развитие представляет собой естественный процесс).
|
|
Именно наука демонстрирует, что материальная и духовная сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии и представляют собой единый сплав, из которого строится конгломерат единой культуры того или иного общества в каждую конкретную эпоху. Это обстоятельство лежит в основе существования смешанных, материально-духовных разновидностей культуры.
Схема 5. Развитие научного знания
(авторы В. Г. и Т. Ф. Пыхтины)