Структура хозяйственно-бытовых обязанностей женщин и мужчин

"Любовные лодки" стали разбиваться "о быт" с тех пор, когда распределение домашних хозяйственно-бытовых обязанностей стало проблемой, которую каждая супружеская чета вынуждена преодолевать всякий раз сначала и в полной мере. Традиционное общество избавляло своих брачующихся членов от этой проблемы, обозначив раз и навсегда, какие хозяйственно-бытовые работы возлагаются на мужчин, а какие - на женщин. Произвольный переход негласно установленных "границ" сфер забот нещадно наказывался общественным мнением, поэтому женщина лишь по крайней нужде принималась за "мужскую" работу, а мужчина, как черт ладана, остерегался быть замеченным кем-то чужим за каким-нибудь "женским" занятием.

Нынешнее общество, все больше разрушающее поло-ролевые стандарты во всех областях деятельности человека, в том числе и в приватной, семейной жизни, постепенно превращает сферу хозяйственно-бытовых работ в одну из самых конфликтных. Вот потому-то и стали "любовные лодки", по образному выражению поэта, "разбиваться о быт".

Какие же камни на пути супружеских "любовных лодок" разбросаны в заливе хозяйственно-бытовых забот? Как эти заботы распределены между полами в реальной семейной жизни? И как структура распределения домашних обязанностей сказывается на качестве супружеских отношений? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данном параграфе.

Выделим сначала однозначно "мужские" виды работ. И список не будет слишком длинным, поскольку состоит он всего лишь из трех функций: мелкого и крупного ремонта квартиры, а также спортивных занятий с детьми. По этим трем позициям и мужчины, и женщины, с различной степенью энтузиазма, но все же признают явно больший вклад "сильного" пола.

Перечень хозяйственно-бытовых забот, в которых по трудозатратам лидируют женщины, намного обширнее. На плечах "слабого" пола, по оценкам как женщин, так и мужчин, остаются: уборка квартиры, мытье полов и посуды, стирка белья и приготовление пищи, прогулки с детьми и проверка их школьных заданий, покупка продуктов и предметов обихода, а также забота о кошках (домашних животных?).

"Спорными" функциями, в осуществлении которых мужчины отмечают преобладание своих заслуг, а женщины считают свой вклад больше, являются уход за хозяйственной скотиной, забота о собаках и физические наказания детей.

В нынешних условиях, когда патриархальная организация семейной жизни постепенно себя изживает, а матриархальная по разным причинам еще не утвердилась, все больше распространяется так называемый "супружеский" тип семьи. В контексте анализируемой здесь проблемы распределения хозяйственно-бытовых обязанностей супружеский тип семьи характеризуется совместным трудом супругов по дому. В связи с этим в результатах опроса по данной проблеме проявилась довольно устойчивая закономерность, практически не имеющая исключений. Если сравнивать структуру распределения домашних дел в удачных и неудачных семьях, то они отличаются только долями супругов, вместе выполняющими те или иные бытовые функции.

Так, в целом довольные своими отношениями супруги в 3 раза чаще, чем семейные неудачники, вместе убирают квартиру, готовят с детьми школьные задания, совершают покупки продуктов и предметов обихода, в 2 раза чаще вместе моют посуду и пол, стирают белье, совершают прогулки с детьми и проверяют выполнение ими домашних заданий. При том, что основной груз бытовых забот в счастливых семьях лежит все же на женских плечах, за исключением ремонтных работа в квартире, спортивных занятий с детьми и ухода за животными хозяйственного назначения. На основании этих данных и жизненного опыта молодого поколения можно заключить, что совместные труды супругов на хозяйственно-бытовом поприще укрепляют семью и повышают супружескую самооценку, особенно в глазах женщины.

Завершим социологическое описание бытовой сферы жизнедеятельности современной женщины анализом интенсивности пользования ими бытовыми услугами, предлагаемыми нашим сервисом. Пользуются услугами прачечной хотя бы 1 раз в год всего 11,9% женщин Могилевщины, причем 4,6% - не менее 1 раза в месяц. Мужчины в прачечную тоже ходят, но в 2 раза реже. К услугам химчистки хотя бы 1 раз в год прибегает каждая четвертая (25,7%) женщина и лишь один из каждого десятка (11,9%) мужчин.

Пользоваться услугами ателье по ремонту обуви как минимум несколько раз в год приходится 70,4% женщин и 38,9% мужчин.

Парикмахерскую посещают каждый месяц 30% женщин и треть (36,7%) мужчин; немного реже, несколько раз в год еще 42,3% представительниц прекрасного пола и 25,9% желающих хоть немного приблизиться к ним хотя бы по виду мужчин.

И, наконец, услугами ателье индивидуального пошива хотя бы раз в год пользуется почти пятая часть (18,9%) женщин и 14% мужчин.

Пора подвести некоторые итоги этого параграфа. Раздражающим фактором супружеских отношений является то, что, судя по результатам опроса, структура домашних обязанностей по-прежнему фактически закреплена за разными полами, однако воспринимается такое закрепление уже не как само собой разумеющееся социальное установление, а как эксплуатация одного пола другим. Представители сильного и прекрасного полов при распределении хозяйственно-бытовых работ исходят, порою, из различных оснований. Женщины находят аргументы нового передела хозяйственных обязанностей в прогрессивных произведениях литературы, кинематографа и телевидения. А мужчины кивают на традицию и их собственный детский опыт жизни в родительской, как правило, патриархальной семье.

Каждый из них мечтает о той редкой женщине, которая воспета в библейской "Хвале добродетельной хозяйке" (150 год до н.э.). В ней говорится: "Она драгоценнее кораллов, ей доверяет сердце супруг.... Усердно, как пчела, хлопочет она с шерстью и льном, и руки ее радуются работе. Еще сумерек час ночной, а она уже встает и готовит еду для всей семьи... Неустанно снуют ее руки у ткацкого станка, и ночью еще долго не гаснет ее светильник, в пальцах ее прялка и веретено. Наверху у городских ворот, где ее муж восседает в совете старейшин, его уважают ради нее, и счастливые сыновья ее славят свою мать" [18]. Прекрасный образ идеальной женщины-работницы вдохновил на подражание поэта-романиста Ф.Шиллера. Одна беда - уж очень редко можно было найти даже в те библейские времена желанный мужскому сознанию тип женщины. Столь редко, что древний автор восклицает: "Добродетельная женщина, как найти ее?" Об остром дефиците даже в глубокой древности желанной мужьями добродетельной женщины говорит такой факт: древнегреческий писатель Симонид, живший в VII веке до н.э., в своем произведении, озаглавленном "Зеркало женщин", перечисляет сто разных женских типов, и среди них лишь один считает хорошим. Какова она, долго гадать не придется - она полностью отвечает уже известному мужскому идеалу: эту редкую женщину - "у кого она есть, тот нашел редкое счастье", - Симонид сравнивает, конечно, же, с пчелой: "она, как пчела, усердна в работе и умножает имущество"[19]. Как будто сегодня написаны пессимистичные слова римского писателя II века до н.э. Луцилия, который восклицает вслед упорхнувшей вековой мужской мечте об идеальной жене: "Прежде не было семейных проблем, тогда женщины были скромны, им нужен был лишь светильник у ткацкого станка"[20]. Под такими словами сегодня подписался бы едва ли не каждый мужчина. Но, судя по совершенно однозначно обозначившейся тенденции, мужчинам придется-таки засучивать рукава и приниматься за домашнюю работу вместе с женщинами. Не забывая при этом о вечно лелеемом мужчинами образе добродетельной хозяйки...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: